Все танки мира Первые танки      Межвоенный период      Танки второй мировой      Современные танки
Домой   Карта сайта   Контакты
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
СССР Германия США Англия Россия Украина Франция Япония Израиль Корея
 
 
Танковедия - большая энциклопедия танков. Все танки мира, танки всех стран мира.

Апеннинский универсал


Автомобилестроение является одним из предметов национальной гордости Италии. Итальянские спортивные машины громили соперников на трассах с самого начала появления автомобильных гонок, а легковые автомобили с Апеннинского полуострова достаточно популярны во всём мире, в том числе и в России. Но вот итальянские военные машины, несмотря на то, что именно с них в России, а затем в СССР началось массовое производство грузовых автомобилей (Fiat 15 Тег стал базой для первого массового советского грузовика АМО Ф-15), менее известны. В очередной раз с итальянской военной техникой СССР столкнулся уже в годы Великой Отечественной войны. Об истории одной из машин, стоявшей на вооружении итальянской армии, и пойдет речь в данном материале.


С момента объединения в 1861 году раздробленных областей страна Италия начала весьма агрессивную внешнюю политику. Было очевидно, что молодое европейское королевство никак не могло забыть о былом величии Римской империи... Ещё в конце XIX века итальянцы оккупировали юг Сомали и часть Эфиопии. После войны с Турцией в 1911 году Италия стала контролировать Ливию, а по итогам Первой мировой войны к ней отошла и часть территорий Австро-Венгрии. А с того момента, когда в 1922 году к власти пришли фашисты во главе с Бенито Муссолини, имперские амбиции итальянцев стали проявляться с ещё большей силой. Целью Муссолини был контроль над всем побережьем Средиземного моря (в пропаганде оно именовалось на древнеримский манер Mare Noustrum - Наше море). Не меньшие аппетиты у Италии были по отношению к ряду государств Северной Африки, в особенности к Эфиопии.

Столь агрессивная внешняя политика требовала от итальянской промышленности всё больше вооружения и военной техники. Значительная часть итальянской артиллерии имела австро-венгерские и чешские корни и для колониальных войн вполне подходила. Что же касается средств перевозки артиллерии, то в те годы для этого в основном применялись обычные грузовики. Нет, специализированные машины имелись, например Pavesi Р4 конструкции Уго Павези с «ломающейся» рамой, но их было мало. И вот в ноябре 1925 года итальянские военные созрели до заказа специализированных артиллерийских тягачей. Результатом стало появление тяжёлого тягача Pavesi Р4/100. Следующий этап переоснащения итальянских войск на новые тягачи начался в конце 1929 года. На сей раз потребовались как тяжёлые, так и лёгкие артиллерийские тягачи, рассчитанные на буксирову 75-мм полевой пушки образца 1911 года. Единственным участником конкурса вновь стала фирма Pavesi-Tolotti, контролируемая Fiat. Представленный ею тягач Pavesi L 140 являлся уменьшенной копией Pavesi Р4/100. Как и предшественник, новый тягач отличался великолепной проходимостью и впечатляющей грузоподъёмностью (и это при двигателе мощностью 30 л.с.). Машина была принята на вооружение под индексом Trattore Leggero 31 (TL 31, лёгкий тягач образца 1931 года). Впрочем, со службой в итальянской армии у детища Уго Павези не заладилось. К середине 30-х в Италии была запущена программа по перевооружению армии на новые полевые пушки и лёгкие гаубицы, рассчитанные на буксировку со скоростью 40 км/ч. Но максимальная скорость TL 31 составляла 35 км/ч, кроме того, TL 31 далеко не лучшим образом был приспособлен для перевозки расчёта. TL 31 довелось повоевать в Испании, но ещё до этого машину признали устаревшей, а ставку сделали на тягачи нового поколения.

В первом квартале 1935 года итальянские военные выдвинули требования к новому лёгкому тягачу. Согласно им, требовался полноприводный четырёхколёсный тягач с независимой подвеской, максимальной скоростью порядка 40 км/ч и экипажем в шесть человек. Тягач должен был перевозить за собой 75-мм полевую пушку образца 1906 года и 100-мм полевую гаубицу образца 1914 года. В новом конкурсе приняли участие две фирмы - Breda и SPA. Breda не стала изобретать велосипед и представила на конкурс машину, являвшуюся уменьшенной копией тяжёлого тягача Breda 32. Совсем другой подход был у SPA и её главного конструктора Эмилио Мартинотти. Свою машину, первоначально имевшую индекс TLa (Trattore Leggero per artillegria -лёгкий артиллерийский тягач), он создал с чистого листа, заложив в неё множество оригинальных решений. Иного пути не было, поскольку требовалось показать проходимость на уровне Pavesi TL 31, что являлось крайне нетривиальной задачей. Для снижения радиуса поворота Мартинотти сделал машину не только полноприводной, но и полноуправляемой. Автомобиль не имел, как у предшественника, «ломающейся» рамы, но ходов подвески вполне хватало для преодоления тяжёлого бездорожья. Самое же главное заключалось в том, что детище SPA куда лучше подходило на роль артиллерийского тягача. Расчёт перемещался с заметно большим комфортом, в салоне имелись крепления для личного оружия, а в корме находилось специальное отделение для боеприпасов. Таким образом, по совокупности характеристик тягач SPA явно превосходил конкурентов, и победа в конкурсе была в сущности предопределена -31 мая 1937 года SPA TLa был принят на вооружение итальянской армии под индексом TL 37.

Первоначальная конструкция TL 37 предполагала использование колёс со сплошными бандажами Celerflex (подобное решение практиковалось на итальянских тягачах ещё со времён Первой мировой войны). Сплошные бандажи имели определённые преимущества перед пневматическими шинами, но первые же испытания в Ливии, куда в 1938 году отправили 24 TL 37, показали - для условий пустыни Celerflex мало подходят. Сплошную резину продолжали ставить, но только на машины, предназначенные для службы в метрополии, а также на экспорт (небольшое число TL 37 приобрели венгры и болгары). Позднее на TL 37 стали устанавливать пневматические шины Pirelli Artiglio, которые также ставились на армейские грузовики и бронеавтомобили. Что же касается тягачей, предназначенных для действий в Африке, то для них были разработаны специальные шины Pirelli Libia.


Впрочем, обкатка в Ливии показала, что одними шинами не обойтись. Дело в том, что часть машин поступала в моторизованные полки Compagnie Auto-Avio-Sahariane, созданные специально для действий в пустыне. Новые тягачи им подходили не полностью, поскольку запас хода составлял всего 170 км (для Сахары это совершенно неприемлемо). Специально для действий в пустыне была разработана модификация TL 37 Libia. Помимо новых шин Pirelli Libia данная модификация получила увеличенный со 100 до 150 литров запас топлива, усиленный радиатор и более эффективный воздушный фильтр. В 1941 году в серию пошла модификация TL 37 Pontiere, предназначенная для инженерных подразделений. Именно такая машина попала к нам на тест (см. «Тягач Римской империи» стр. 86). Кстати, одной из задач TL 37 Pontiere являлась перевозка понтонов. Внешне эту машину легко отличить по более мощной лебёдке в кормовой части и значительно меньшим по размерам створкам багажного отделения. Всего было заказано 484 машины данной модификации (на деле изготовлено значительно меньше). Что же касается общего количества изготовленных TL 37, то по состоянию на 30 апреля 1943 года SPA изготовила 2267 машин всех модификаций.

Несмотря на обширную программу перевооружения армии, флота и ВВС, состояние итальянских вооружённых сил явно не соответствовало амбициям Муссолини. Говоря откровенно, итальянская промышленность выглядела достаточно бледно на фоне гораздо более сильных стран-соседей, и выпуск даже вполне удачных и не слишком сложных моделей техники исчислялся... сотнями экземпляров. В 1936 году Италия оккупировала Эфиопию, но даже война против откровенно слабого противника не показалась лёгкой прогулкой наследникам Римской империи. Неприкрытое участие Италии в гражданской войне в Испании стало ещё более серьёзным испытанием. А ведь в будущей войне за господство на Средиземноморье (её неизбежность с каждым днём становилась всё более очевидной) Италии предстояло столкнуться с такими серьёзными противниками, как Франция и Великобритания. Именно по этой причине Италия всячески откладывала вступление во Вторую мировую войну на стороне Германии. Что, впрочем, не помешало итальянским войскам в 1939 году оккупировать Албанию.


На вступление в войну Муссолини решился лишь 10 июня 1940 года, когда поражение Франции стало очевидным. Казалось, что и Великобритания, чьи войска побросали под Дюнкерком вооружение и военную технику, ослаблена настолько, что не сможет дать достойный отпор в битвах за африканские колонии. Но не тут-то было! Итальянцы смогли захватить британскую часть Сомали, но уже с конца 1940 года стали терпеть одно поражение за другим. К началу 1941 года под контролем итальянских войск осталась лишь часть Ливии, и от полного поражения в Африке их спасла спешная переброска в район Немецкого Африканского Корпуса (DAK) под командованием генерала Роммеля. Не на много лучше была ситуация и в Европе: начатая 28 октября 1940 года война с Грецией также не закончилась ничем хорошим. Греческие войска смогли не только выстоять, но и перейти в контрнаступление. Спасать итальянцев вновь пришлось немецким войскам...

Причины подобных «успехов» Италии крылись не только в низком моральном духе (многие итальянцы были против войны с бывшими союзниками по Антанте), но и слабом оснащении войск. Достаточно сказать, что на начало войны у итальянцев имелось всего 70 средних танков Ml 1/39, которые к тому моменту уже устарели. Не на много лучше была ситуация и с тягачами. В первом квартале 1941 года SPA выпускала по 150 TL 37 и AS 37 в месяц, но армия катастрофически нуждалась в новых тягачах. Впечатляющие характеристики тягачей SPA по достоинству оценили в войсках. Неприхотливая, надёжная и выносливая машина заслужила хорошую репутацию. Уже в 1940 году автомобиль начали использоваться в качестве носителей вооружения. Первоначально в кузовах TL 37 и AS 37 ставили вертлюги для ручных пулемётов, но уже в начале 1941 года на них начали устанавливать вооружение посерьёзнее.

В марте 1941 года на базе TL 37 Libia изготовили несколько самоходных орудий. За передними сиденьями установили 75-мм полевую пушку образца 1911 года -ту самую, которую TL 37 должен был штатно таскать за собой. Куда чаще в носители вооружений переделывали AS 37, что диктовалось на четверть большей грузоподъёмностью (800 кг у TL 37 и 1200 кг у AS 37) и куда заметно расширенной дальностью действия. Установка 20-мм зенитной пушки Breda образца 1935 года в кузове AS 37 являлось вполне обыденным явлением. Более радикальным вариантом вооружения AS 37 стала модификация, получившая индекс AS 37 modificata. В отличие от полевых конверсий AS 37, данная версия являлась заводской переделкой. Кабину сделали открытой, как yTL 37, а для защиты водителя от пыли имелся откидной щиток. Пассажир получил тяжёлый пулемёт Breda 37. В кузове штатно устанавливалась 20-мм зенитная пушка Breda образца 1935 года. Некоторые из AS 37 modificata вместо зенитной пушки оснащались 47-мм противотанковыми пушками, стрелявшими назад. Данные машины широко применялись в итальянских мобильных подразделениях, которые, подобно английским LRDG и SAS, работали по вражеским коммуникациям.

В июне 1942 года командование итальянскими войсками в Африке выдало заказ на разработку специальной версии AS 37 (более радикальной, чем AS 37 modificata). Согласно требованиям, на машине должно было устанавливаться 20-мм зенитное орудие или 47-мм противотанковая пушка (оба типа имели круговой сектор обстрела). Ещё до окончания разработки был выдан заказ на 180 подобных машин. Новый носитель вооружения приняли 4 января 1943 года под индексом Camioneta SPA-Viberti AS 43. В отличие от AS 37 машину выпускали на площадях завода Viberti в Турине. Но AS 43 опоздали в Африку: 13 мая 1943 года итало-немецкая группировка капитулировала, а к моменту выхода Италии из войны успели сделать всего 63 машины данного типа.


Запаса прочности шасси AS 37 хватало не только для установки на машину тяжёлого вооружения, но и для создания на его базе бронеавтомобиля. Впервые идея создания броневика на его базе была высказана 20 января 1941 года. Уже в мае был изготовлен первый прототип бронемашины, получившей индекс Autoprotetto S.37, а в конце года началось серийное производство. Общий заказ составлял 200 машин, но в итоге в войска попало примерно 150 бронеавтомобилей данного типа. Нужно сказать, что Autoprotetto S.37 представлял собой типичный «колониальный» броневик. Дабы не перегружать шасси, толщина брони варьировалась от 6 до 8 мм, что защищало от винтовочного огня на расстоянии в полкилометра. Башни, как и крыши, у S.37 не было, а отбиваться от врагов планировалось при помощи ручного пулемёта, установленного на вертлюге. С самого начала предполагалось, что Autoprotetto S.37 будет многоцелевой машиной. В стандартном исполнении это был скорее даже не бронеавтомобиль, а бронетранспортёр, в чем-то схожий с американским МЗА1 Scout Саг. Внутри находились лавки, на которых размещался десант из восьми человек. Также выпускалась медицинская бронемашина для эвакуации раненых с поля боя. Кроме того, серийно производился радийный вариант, оснащённый штырьевой антенной и радиостанцией RF ЗМ. Стоит также отметить, что в базовом исполнении предусматривались различные варианты оборонительного вооружения, вплоть до огнемётов. Различались и варианты бронировки верха боевого отделения.

После выхода Италии из войны часть страны оккупировали немецкие войска. В сентябре 1943 года немецкие диверсанты освободили Муссолини из плена, было образовано марионеточное государство под названием Итальянская Социалистическая Республика (Repubblica Sociale Italiana, сокращенно RSI). Оставшиеся на подконтрольной RSI территории предприятия начали выпуск вооружения и военной техники для новых хозяев. В их числе были TL 37 и AS 43, которые поступали как к немцам, так и в подразделения RSI. Общее количество выпущенных в этот период машин неизвестно: согласно имеющимся данным, с июля 1943 по январь 1946 года выпустили 166 AS 43. В число произведённых для нового режима AS 43 попало 13 зенитных самоходных установок, разработанных фирмой Viberti осенью 1943 года. Интересно, что вместо итальянских зениток на них ставили немецкие 20-мм зенитки Flak 38. Подобно AS 37, машина стала базой для создания броневиков. В основном это были импровизированные бронемашины, имевшие лишь локальную защиту. Подобные броневики имели вооружение в виде тяжёлых пулемётов, установленных в шаровых установках. Особняком стоит броневик, разработанный на базе AS 43 в начале 1944 года. Машина, получившая индекс Autoblinda AS 43, во многом была схожа с опытным Autoblinda TL 37. Но в отличие от предшественника, броневик, производившийся в небольших количествах фирмой Viberti, имел полноценную башню от танка L6. Интересный момент - пережившие войну броневики позднее использовались для работы в полицейских подразделениях.


Окончание Второй мировой войны, собственно, стало и финалом производственной деятельности ряда итальянских предприятий. Впрочем, некоторые фирмы несколько лет всё ещё продолжали оставаться на плаву. В их число попала и SPA. Новая итальянская армия получала технику от Великобритании и США, но при этом старалась поддержать и отечественного производителя. Запас прочности конструкции TL 37 позволил использовать машину в качестве тягача артиллерийских систем, заметно превышавших по массе пушки, на которые он изначально рассчитывался. Кстати, послевоенный TL 37 претерпел значительные метаморфозы. Подобно AS 37, машина получила закрытую кабину и упрощённый кузов, менее удобный для расчёта, зато более практичный и технологичный. Машина использовалась в итальянкой армии в качестве тягача 76-мм (17-фунтовой) противотанковой пушки и 40-мм зенитной пушки Bofors. Последние TL 37 уже выпускались с логотипами Fiat (в 1947 году было принято решение отказаться от марки SPA). В общей сложности машина производилась 10 лет, за это время не успев технически и морально устареть. Согласитесь, что вполне достойный показатель для того времени.





вернуться

СТАТЬИ

Показать все статьи

ФОТОГАЛЕРЕЯ



 
 
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
© 2010 Танковедия.ру - большая энциклопедия танков.
Танки всех стран мира. Танки периода первой, второй мировых войн, современные танки.
Яндекс цитирования