Все танки мира Первые танки      Межвоенный период      Танки второй мировой      Современные танки
Домой   Карта сайта   Контакты
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
СССР Германия США Англия Россия Украина Франция Япония Израиль Корея
 
 
Танковедия - большая энциклопедия танков. Все танки мира, танки всех стран мира.

Атаки из Бискайского залива



В 1940 году в Атлантическом океане действовали 27 итальянских субмарин, которые в основном оперировали западнее Норт-Чаннела, где судоходство не отличалось интенсивностью. Немцы полагали, что итальянские подводники помогут им вести дальнюю разведку на больших акваториях. Но вскоре выяснилось, что донесения союзников опаздывают, а штурманы толком не могут определять координаты...


Когда немцы обнаруживали конвой и наводили на него другие лодки, итальянцы, как правило, не успевали к нему вовремя. В сентябре несколько итальянских экипажей для улучшения подготовки прошли обучение в Германии,а командиры лодок - на специальных курсах в Вильгельмсхафене. Всё это вселяло определённые надежды, однако 20 октября прошедший переподготовку капитан 3 ранга Леони вышел в море, но вернулся ни с чем, как и его коллеги. До конца 1940 года немцы выполнили 59 боевых походов, а итальянцы -42, что было вполне сопоставимо, но результаты у них получились совсем разные. Так, в декабре обе стороны выполнили по 10 походов, и при этом на одну итальянскую субмарину в среднем пришлось 2300 брт потопленных кораблей и судов, а на немецкую - 23 327 брт, то есть на порядок больше!

Немецкие подводники решили более внимательно проследить за подготовкой личного состава и тактикой использования итальянских подлодок. Как оказалось, основную ставку союзники делают на атаку одиночного судна из подводного положения субмарины, когда цель проходит через её позицию.Сравнительно небольшая акватория Средиземного моря и большое количество целей на его берегах стали причиной оснащения подлодок мощным артиллерийским вооружением. Для более эффективного использования артиллерии рубки подлодок пришлось удлинить, в резулыте чего тумбы перископов и козырьки рубок оказались расположенными значительно выше наблюдателей.Недостаточной была и живучесть итальянских субмарин - в основном из-за того, что в надводном положении они плавали с открытым рубочным люком. Дело в том, что на итальянских субмаринах не предусматривалось наличия шахты для подачи воздуха к дизелям при закрытом люке. Ко всему прочему, личный состав итальянских субмарин не обучали совместным действиям с авиацией, боевой работе в составе группы подлодок, а также прорывам охранения конвоев.

Теперь, когда оказалось, что Атлантика с её достаточно суровыми условиями совсем не похожа на Средиземное море, адмирал Парона приказал доработать свои субмарины в соответствии с климатическими реалиями. На верфи в Бордо начали переделывать рубки лодок по немецкому образцу. А курсы подводников в Балтийском море особое внимание стали уделять решению тактических задач с учётом боевого опыта.Чтобы пролонгировать период боевой адаптации, итальянцам выделили для самостоятельных действий районы западнее и южнее немецких оперативных зон. Действуя против неохраняемых судов, итальянцы несколько выровняли положение: соотношение потопленного тоннажа на лодку по сравнению с немцами выросло до 1:3.Вскоре капитан 3 ранга Лонгобардо доказал, что он неплохо усвоил уроки Кречмера. Оперируя в районе Ирландии, 15 января 1941 года его подлодка отправила на дно греческое судно Nemea (5101 брт) и норвежское Brask (4079 брт), на следующий день - ещё один греческий пароход - Nicolaos Finis (3111 брт), а 28 января - британский теплоход Urla (5198 брт). Успехи удачливого подводника Capitano di Corvetta не остались незамеченными - сам Гитлер наградил его германским Железным крестом.В феврале немцы снова попробовали действовать с союзниками по единому плану, тем более, что в этот период у них было 18 боеготовых субмарин, а у итальянцев - 25.18 февраля вышел приказ о передислокации итальянских субмарин в район южнее Исландии для расширения завесы подводных лодок. Результат не заставил себя ждать: уже на пятый день подлодка Bianchi выпустила три торпеды по вражеской подлодке, однако все они прошли мимо. Как оказалось, при этом повезло... немецкой U-107 - именно её миновали три итальянские торпеды.

24 февраля всё та же Bianchi потопила отставший от конвоя ОВ 288 английский пароход Linaria (3385 брт), обнаруженный немецким самолётом Kondor.Сравнительные результаты боевых действий итальянских субмарин получились далеко не впечатляющими. В марте итальянцы выполнили 12, а немцы 13 походов, при этом на каждую немецкую подлодку пришлось по 17 591 брт потопленных судов, а на итальянскую-лишь по 655 брт.Весной 1941 года к итальянцам прибыло подкрепление, но общее положение не изменилось, хотя в боевых действиях теперь стали принимать участие 30 субмарин.Пополнение шло не только из Италии. В том же году субмарины Archimede, Galileo Ferraris, Guglielmotti и Perla прибыли в Бордо, совершив переход из Красного моря.15 мая 1941 года итальянская и немецкая стороны пришли к соглашению, в соответствии с которым итальянским подводникам предписывалось действовать в трёх обособленных районах - западнее Гибралтара, на подходах к Фритауну и южнее района развёртывания немецких лодок в Северной Атлантике. Реализуя соглашение, с 25 мая по 16 июня к западу от Гибралтара оперировала группа из семи итальянских субмарин. Ещё одна группа действовала там же с 24 июня по 7 июля. 4 июля к этой группе присоединилась прибывшая из Бордо подлодка Bianchi, однако после этой даты её экипаж больше на связь не выходил -вероятнее всего, итальянская субмарина стала добычей английской подлодки Tigris. Правда, через два дня о победной атаке донесла лодка Severn, однако шансы Tigris были предпочтительнее.

Иногда итальянцам удавалось демонстрировать свою высокую артиллерийскую подготовку. Так, 14 августа субмарина Marconi потопила одиночный транспорт Sud (2589 брт), использовав для этого лишь 25 снарядов.До вступления в войну США в декабре 1941 года итальянцы действовали в районе Азорских островов, а затем -в Карибском море и у берегов Бразилии. В этот период определённую напряжённость в отношениях между союзниками внесла гибель субмарины Marconi, которая покинула Бордо 5 октября с приказом атаковать конвой HG 74, замеченный с подлодки U-71. Последний раз подлодка вышла на связь 29 октября в 11:30 и пропала примерно в 300 милях западнее Гибралтара. Усиленно циркулировали слухи, что её ошибочно потопила немецкая подлодка U-67. Правда, согласно официальным германским сообщениям, U-67 с сентября по декабрь в море не выходила. Действительно, 24 сентября U-67 потопила английский транспорт, а её следующая результативная атака зафиксирована только 16 февраля 1942 года. Тем не менее, итальянцы по-прежнему подозревают в гибели Marconi капитан-лейтенанта Гюнтера Мюллер-Штокхайма, и эта версия по сей день продолжает кочевать по страницам морских изданий.

Действуя в одиночку в районах, где на тот момент отсутствовала плотная противолодочная оборона, итальянцы добились определённых успехов. Наиболее известной операцией, в которой они приняли участие вместе с немцами, стала эвакуация экипажей рейдера Atlantis и судна снабжения Python.22 ноября 1941 рейдер Atlantis встретился в южной части Атлантики с подлодкой U-126 капитан-лейтенанта Бауэра. Пока лодка принимала топливо, на горизонте показался англиискии крейсер Devonshire, который несколькими точными залпами отправил Atlantis на дно. Субмарина не смогла в ответ атаковать крейсер, но когда тот ушёл, всплыла и подобрала уцелевших членов экипажа рейдера, сидящих на плотах и в шлюпках-их оказалось около ста человек. На помощь подоспели подлодки капитан-лейтенанта Мора и корветтен-капитана Клаузена. Одновременно к предполагаемому месту встречи было направлено судно снабжения Python с приказом принять спасённых моряков на борт.

Точка рандеву была выбрана в 1700 милях от места гибели Atlantis, однако англичане всё же вычислили её по данным радиоразведки. Python, приняв спасённых через четыре дня после гибели Atlantis, продолжил операции по заправке подлодок топливом. 1 декабря Python заправлял лодки U-68 капитан-лейтенанта Мертена и UA капитан-лейтенанта Эккермана, когда на горизонте неожиданно появился крейсер Dorsetshire. Лодки погрузились, И даже смогла выпустить три торпеды по британскому кораблю, но все они прошли мимо. Чтобы избежать лишних жертв, командир затопил судно снабжения.После ухода крейсера подлодки всплыли и их командиры начали решать проблему размещения на них 414 моряков, находившихся в шлюпках, на плотах и в единственном моторном катере. Старший группы капитан-лейтенант Мертен вместе с командиром Atlantis капитаном Рогге разделили моряков на три партии: одну из них разместили в субмаринах, вторую, занявшую шлюпки, взяли на буксир подлодки, а моряки из третьей расположились на палубах подлодок - на резиновых плотах позади и впереди рубок - в случае кстренной необходимости субмарины могли погрузиться, а спасённые остались бы в шлюпках и на автоматически надувающихся плотах. В таком виде весь караван взял курс на север.

6 декабря к нему подошли U-126 и U-129. Теперь спасённых распределили по четырём подлодкам и обратились за помощью к итальянцам - те выслали на подмогу субмарины Luigi Torelli, Giuseppe Finzi, Enrico Tazzoli и Pietro Calvi. Севернее островов Зелёного мыса произошла встреча каравана с итальянскими подводниками. Спасённых разделили поровну между всеми субмаринами, после чего скорость перехода значительно возросла.Условия обитания на подлодках из экстремальных стали крайне тяжёлыми. Чтобы не представлять из себя слишком выгодную цель, подлодки субмарины рассредоточились и пошли с увеличенными интервалами.Первыми в Сен-Назер, в рождественскую ночь, прибыли U-68 и UA. Остальные подлодки добрались до базы в Бискайском заливе к концу месяца, оставив за кормой более 5000 миль, из них более 3000 миль итальянцы и немцы шли вместе. Так закончилась крупнейшая за всю войну спасательная операция с участием субмарин.
вернуться

СТАТЬИ

Показать все статьи

ФОТОГАЛЕРЕЯ



 
 
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
© 2010 Танковедия.ру - большая энциклопедия танков.
Танки всех стран мира. Танки периода первой, второй мировых войн, современные танки.
Яндекс цитирования