Все танки мира Первые танки      Межвоенный период      Танки второй мировой      Современные танки
Домой   Карта сайта   Контакты
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
СССР Германия США Англия Россия Украина Франция Япония Израиль Корея
 
 
Танковедия - большая энциклопедия танков. Все танки мира, танки всех стран мира.

Боевые шнекоходы



При всех плюсах гусеничного привода такая схема движителя имеет ряд недостатков. Помимо довольно большого веса, гусеничный привод отличается высоким износом трущихся деталей, а следовательно, относительно небольшим ресурсом. К примеру, на лёгком танке Renault FT-17 ресурс ходовой части составлял всего 120-130 километров! Попыткой повысить ресурс стало применение в 20-30-е годы XX века колёсно-гусеничной схемы. А параллельно шёл поиск альтернативных решений.

Одним из вариантов замены гусениц некоторыми изобретателями рассматривался шнековый движитель. Суть его - в установке вместо колёс или гусениц винтов Архимеда, изобретённых легендарным греческим ученым еще в III веке до нашей эры. В 1926 году шнековый движитель установили на трактор Fordson, кроме того, испытывался привод и на автомобиле Chevrolet. Испытания показали великолепную проходимость шнекоходов по снегу и тяжёлому бездорожью. Трактор-шнекоход спокойно возил за собой до 20 тонн груза. Кроме того, винт Архимеда совмещали с полыми барабанами, что придавало шнекоходу свойства амфибии. Впрочем, у конструкции была и масса недостатков, самый главный из которых заключался в том, что шнекоход нельзя использовать на дорогах с твёрдым покрытием.
В разных странах разрабатывали как транспортные, так и разведывательные шнекоходы. К примеру, шнекоходом была машина для диверсантов, с которой началась история создания снегоболотохода М29 Weasel. На этом фоне странным выглядит то, что за всё время так и не появилось ни одного прототипа бронированной машины со шнековым движителем! Дальше рисунков в научно-популярных журналах дело не продвинулось. Вместе с тем, подобные предложения неоднократно выдвигались, в том числе и во время Великой Отечественной войны. О них и пойдёт речь.

Помимо боевых шнекоходов, созданных с нуля, поступали предложения и о приспособлении такого движителя к уже имеющимся машинам. Одно из таких предложений поступило в марте 1944 года от техника-лейтенанта Б.К. Григоренко.Идея техника-лейтенанта Григоренко мало чем отличалась от подобных движителей. Изюминка её в том, что на рабочей поверхности винта Архимеда находились резиновые ролики. В теории, ролики обеспечивали перемещение шнекохода по твёрдой поверхности. Кроме того, подобно зарубежным конструкциям, шнековый движитель устанавливался на уже имеющиеся машины и танки. Практической проверки возможностей изобретения Григоренко, впрочем, не последовало.



Сама по себе идея шнекохода, мягко говоря, не нова. Первый образец машины, оснащённой таким движителем, построили в 1907 году братья Пиви. Патент под номером US864106 они оформили ещё в ноябре 1904 года. Кстати, именно их система шнека, совмещённая с баллонами, была использована на тракторе Fordson Snow Devil. Дата выдачи патента породила бурные споры о первенстве изобретения шнекохода. Среди «настоящих создателей» есть и русский след: в 1900 году русский изобретатель Ф. Дергинт получил свидетельство на аналогичную машину. Ещё одним непризнанным изобретателем стал американец швейцарского происхождения Якоб Морат. Патент под номером US635501 на изобретение Agricultural Machine (сельскохозяйственная машина) он получил 24 октября 1899 года. Поэтому именно Мората считают первым изобретателем шнекохода, но это не так. За 1,5 года до машины Мората патент под номером US600672 на изобретение Ice or Snow Locomotive (ледяной или снежный локомотив) получил Уильям Генри Харви изТоронто (Канада). Впрочем, истинному изобретателю шнекохода, Томасу Л. Джонсу из Нью-Йорка, он годится во внуки. Патент под номером US2727 на своё изобретение тот получил аж 16 июля 1842 года. Причём шнековый движитель Томас Л. Джонс предлагал какдля наземных машин, так и для кораблей.
Куда более радикальным подход к теме боевого шнекохода проявил инженер-технолог производственной группы СЭПБ НКБ (Специальное экспериментально-производственное бюро Наркомата боеприпасов) Б. Бекетов. 29 августа 1942 года в отдел изобретений Главного бронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ КА) поступило его предложение по созданию новой боевой машины следующего содержания.

Предлагавшийся Бекетовым «снежный танк», по мнению автора, должен был стать боевой машиной массой порядка 28 т и длиной около 7 м. Её корпус представлял собой два соединённых между собой цилиндра, на каждом из которых находилось по две башни от танка Т-26. Шнековые движители занимали большую часть поверхности корпусов, являясь одновременно элементом броневой защиты. Сам движитель Бекетов разделил на несколько сегментов. Автор полагал, что подобное решение повышало живучесть танка, в особенности ходовой части. Приводить в движение танк должны были два авиационных мотора по 250 л.с. каждый, максимальная скорость оценивалась в 45-50 км/ч.
Стоит отметить, что к проработке «снежного танка» автор подошёл очень серьёзно. Помимо чертежей танка и его корпуса, в предложение входили эскизы ходовой части и даже кинематическая схема связи движителя с корпусом. Помимо этого Бекетов провел расчёт массы агрегатов «снежного танка». Другое дело, что вся эта работа прошла впустую: в отделе изобретений логично пришли к выводу об отсутствии перспектив.

Проект Бекетова был не самой радикальной идеей боевого шнекохода. Не менее оригинальную боевую машину предложил в апреле 1943 года житель города Казань С.М. Кириллов. Даже на фоне «снежного танка» изобретённые Кирилловым земноводные скоростные танки ЗСТ-К1 и ЗСТ-К2 смотрятся оригинально. Приводим их описание. Как и другие проекты, земноводные танки Кириллова так и остались на бумаге. Недостатки шнекового движителя перевесили его достоинства, к тому же уже к концу 30-х годов XX века ресурс гусениц стал превышать несколько тысяч километров. Шнекоходы же ждала незавидная судьба. Помимо вездехода на базе трактора Fordson, на стадию минимальной серии вышли голландский Amphiroll и советский ЗИЛ-2906. Обе машины предназначались для эксплуатации на тяжёлом бездорожье, где необычный движитель проявлял свои лучшие качества. Что же касается боевых машин, то они так и остаются на бумаге.

вернуться

СТАТЬИ

Показать все статьи

ФОТОГАЛЕРЕЯ



 
 
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
© 2010 Танковедия.ру - большая энциклопедия танков.
Танки всех стран мира. Танки периода первой, второй мировых войн, современные танки.
Яндекс цитирования