Все танки мира Первые танки      Межвоенный период      Танки второй мировой      Современные танки
Домой   Карта сайта   Контакты
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
СССР Германия США Англия Россия Украина Франция Япония Израиль Корея
 
 
Танковедия - большая энциклопедия танков. Все танки мира, танки всех стран мира.

Бронекатера на постаментах





В Российской империи развитию речных флотилий уделяли самое пристальное внимание. Для них строились мониторы, канонерские лодки и посыльные суда. Ещё в начале XX в. для реки Амур были построены 10 бронекатеров (посыльныа суда) типа «Штык». В годы Первой мировой такого рода корабли строились достаточно крупными сериями. Они принимали активное участие в боях мировой и гражданской войн. Наиболее удачными были дозорные бронекатера типа «Муллинс». Часть из них погибла в боях, но уцелевшие вошли в состав Днепровской военной флотилии и даже приняли участие в Великой Отечественной войне. Ещё в годы Гражданской войны в СССР началось строительство бронекатеров «Тревога» и «Партизан», к сожалению, закончено оно было лишь в начале 30-х.Ожесточённые сражения Гражданской войны показали ценность речных флотилий, и в межвоенный период в Советском Союзе начали строительство «больших» и «малых» бронекатеров, которые планировалось использовать на реках Амур и Дунай соответственно
. Разработка проектов началась в 1931-1932 гг. Этими работами руководил конструктор Ю.Ю.Бенуа. Ему удалось создать удачные небольшие кораблики, которые могли перевозиться по железной дороге. Именно они стали основными катерами советских речных флотилий. До окончания Великой Отечественной было построено 97 кораблей проекта 1124 и 151 корабль проекта 1125. Их дополнили семь кораблей проекта С-40. Именно на них легла вся тяжесть боёв.



Малый бронекатер предназначался, прежде всего, для боевых действий на Днепре, но так получилось, что они воевали к тому же на Дунае, Волге, Онежском и Ладожском озёрах, на Чёрном, Азовском и Балтийском морях. Катер получился достаточно удачным, он имел противоосколочное и противопульное бронирование, одновальную энергетическую установку и достаточно мощный двигатель. Он обеспечивал скорость в 20 уз. Катер имел небольшую осадку и мог действовать даже на самых небольших глубинах. Эти корабли получили авиационный двигатель ГАМ-34 и башни от танков Т-28. Вооружение катера первоначально составляли 76,2-мм орудие и 7,62-мм пулемёт ДТ (в танковой башне от Т-28), а также несколько 14,7-мм пулемётов ДШК в отдельных башнях. Позднее катера стали получать 76,2-мм орудия, размещённые в башнях от танка Т-34. А один катер ещё до войны даже получил морскую башню МУ, но этот вариант в серию не пошёл. Своё боевое крещение катера проекта 1125 приняли в 1939 г. на реке Припять во время кампании против Польши. В первые месяцы эксплуатации и боевых действий были выявлены многочисленные недостатки катеров: недостаточное бронирование борта, ходовой рубки и палубы, высокая пожароопасность бензиновых двигателей, слабое зенитное вооружение. Часть из них устранили во время ремонтов и модернизаций.Катера проекта 1125 строились несколькими сериями с 1938 г. на заводах в Зеленодольске, Киеве, Сталинграде, Молотове, Ленинграде и Астрахани. Строительство продолжалась в годы войны и даже после её завершения. Всего различными заводами было построено 203 корабля: 7 в 1938, по 18 в 1939 и 1940, 8 сдали в 1941, 17 в 1942, 27 в 1943, 26 в 1944, по 30 в 1945 и 1946, и 22 в 1947 г .



К началу войны бронекатера 1125 проекта входили в состав Балтийского флота, Дунайской, Днепровской и Амурской флотилий. Они неплохо зарекомендовали себя на учениях и были хорошо освоены экипажами. Накануне войны все флоты и флотилии перешли на повышенную боевую готовность. Все корабли речных флотилий были замаскированы. Наиболее активно и успешно на начальном этапе войны действовала Дунайская флотилия. Немецкое наступление летом 1941 г. развивалось стремительно, но на Дунае, в районе Измаила, противнику не удалось продвинуться ни на метр! Наоборот речники провели успешные десантные операции и захватили ряд островов. Бронекатера принимали в них самое активное участие. Например, 25 июня бронекатера № 725, 461 и 462, ведя интенсивный огонь из пушек
и пулемётов, подошли вплотную к румынскому берегу в районе Сату-Ноу, где высадили на него роту десантников. После короткого боя противник бежал. Были захвачены семь пленных, два орудия и 10 пулемётов. Помимо этого, они ставили на реке минные заграждения. До середины июля наши части удерживали плацдарм на вражеской территории, но был получен приказ покинуть Дунай и перейти в Одессу. Переход осуществлялся при господстве немецкой авиации в воздухе, части противника уже захватили значительную часть территории Украины и оба берега реки. Катера прикрывали переход дымзавесами. На переходе погиб один бронекатер, но 110 кораблей флотилии прорвались. Уходящие корабли поставили мины. 20 июля труднейший переход был завершён, корабли и катера флотилии собрались у причалов одесского порта. Позднее их перевели на Азовское море. 20 ноября Дунайская флотилия была расформирована, её корабли вошли в состав Азовской флотилии.Катера Балтийского флота, вступившие в строй в июле-октябре 1941 г., из-за недостатка танковых башен и орудий, были вооружены 76-мм орудиями системы Пендера, часть получила 45-мм орудия 21-К и 37-мм автоматы 70-К. Они входили в состав Шхерного отряда и активно использовались для обороны побережья Финского залива, обеспечивали артиллерийскую поддержку дозоров и охрану караванов между Кронштадтом и Ленинградом, принимали активное участие в десантных операциях. Активно бронекатера действовали и на Ладожском озере, защищая легендарную «Дорогу жизни».



Наиболее активно «речные танки» использовались во время Сталинградской битвы. На 12 катеров, входивших в состав Волжской военной флотилии, легла огромная нагрузка: ежедневно они поддерживали огнём части нашей 62-й армии, им приходилось бороться с танками и батареями, катера вели обстрел позиций противника, перевозили пополнение, оружие и боеприпасы, буксировали плоты и понтоны с грузами. Нагрузка на маленькие кораблики была огромной — только за 4-7 декабря пять катеров переправили 6634 человека, 378 т боеприпасов и продовольствия, вывезли 2806 раненых. Им приходилось совершать рейсы, маневрируя среди разрывов бомб и снарядов, плавающего льда. Немцы минировали Волгу, и несколько «речных танков» погибло от мин. Несколько катеров получили на вооружение реактивные миномёты, которые активно применялись для обстрела вражеских позиций. Только за октябрь-декабрь бронекатера совершили 590 боевых походов. Командарм 62-й армии В. И. Чуйков так оценил их деятельность: «О роли моряков флотилии, об их подвигах скажу кратко: если бы их не было, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и продовольствия».Не менее сложной была обстановка на Азовском и Чёрном морях в 1943-1944 гг. Нашим катерникам противостояла авиация, торпедные катера, артиллерийские лихтеры и БДБ. Наши катера действовали на немецких коммуникациях, а противник мешал нашим перевозкам. Происходили ожесточённые сражения, обе стороны несли потери. Обе стороны активно использовали мины. Следует отметить, что на этом ТВД «речным танкам» приходилось действовать в сложных условиях, но они справились. В августе 1943 г. была проведена Таганрогская десантная операция. В ней приняли участие и бронекатера. Ещё сложнее было воевать на Чёрном море. На плечи катерников легли транспортные операции, защита наших коммуникаций, высадка десантов. После освобождения Крыма катерникам ещё предстоял долгий ратный путь.

После расформирования Волжской военной флотилии её корабли были переданы вновь сформированной Днепровской военной флотилии. В её состав вошли 16 бронекатеров, 10 сторожевых катеров, 40 катеров-тральщиков, 13 минных катеров, 32 полуглиссера и плавбатарея. Они активно участвовали как в подготовке, так и в самой Белорусской наступательной операции. Бронекатера перевозили наши войска, вели ожесточённые бои с частями Вермахта, особенно на участке от Па-ричи до Бельчо. Например, за 26 июня 1944 г. речники уничтожили 6 танков, 20 орудий, около 100 автомашин, подавили 15 дзотов и пулемётных точек. В конце июня корабли флотилии принимали участие в разгроме бобруйской группировки противника. За трое суток южнее Бобруйска они перевезли более 80 ООО солдат и офицеров, 1350 орудий и миномётов, 500 автомашин для 48-й армии. Каждый бронекатер брал на борт 140 солдат или 50 солдат и две 76-мм пушки. Для повышения остойчивости катера пришвартовывали борт к борту, скрепляли и подобный «понтон» перевозил военные грузы. На них перевозили даже 122-мм орудия. За свои подвиги 2-й гвардейский дивизион бронекатеров получил почётное наименование «Бобруйский». Потом корабли флотилии перевели на Припять, и они участвовали (в том числе 21 бронекатер) в пинской десантной операции, которая значительно облегчила взятие города частями 397-1 и 415-й дивизий. Пинск был освобождён 14 июля 1944 г. Теперь речникам предстояло освобождать Европу.

Освобождая Европу В 1944 г. Советская армия полностью освободила территорию СССР и начала освободительный поход для окончательного уничтожения противника. Он проходил по территории Югославии, Венгрии и Австрии. В нём самое активное участие принимали «речные танки» Дунайской военной флотилии. В Белградской наступательной операции в сентябре-октябре 1944 г. ими было перевезено 70 000 солдат и офицеров и более 7000 т воинских грузов. С катеров высаживались десанты (в районе Тимок, Прахово и Смедерово), они поддерживали наши части огнём. Также активно бронекатера использовались при подготовке и во время Будапештской операции. Кораблями Дунайской флотилии было перевезено более 300 000 солдат и офицеров, 496 танков и САУ, 231 бронетранспортёр, более 11 000 орудий и миномётов, было вывезено более 30 000 раненых и пленных. Они обеспечивали деятельность переправы через Дунай южнее Будапешта, высадили десанты в районе Герьена, Илок, Опатовац и Вуковар. Не менее активно «речные танки» Дунайской флотилии использовались во время Венской операции. Всего за эти три операции кораблями флотилии было высажено 15 десантов общей численностью 28 000 человек, переправлено 900 000 солдат и офицеров, более 1500 танков и САУ, свыше 5000 орудий и миномётов, около 100 000 автомашин.

Днепровская военная флотилия после долгого и сложнейшего перехода смогла перебросить ряд катеров на Западный Буг, а в дальнейшем их планировалось отправить на Вислу. Для этого им пришлось преодолеть 93 речных переката, но задача командования была выполнена. На Вислу было доставлено 24 «речных танка», а всего флотилия здесь насчитывала 104 вымпела. Корабли высаживали десанты, обеспечивали деятельность переправ и непрерывно поддерживали огнём наступающие войска. Ожесточённые бои осенью 1944 г. развернулись на Сероцком плацдарме.29 января 1945 г. части 1-го Белорусского фронта пересекли границу Германии. Днепровцам предстояло действовать на Одере и Висле. В тяжелейших условиях удалось доставить на Одер 94 корабля. Они приняли активное участие в Берлинской наступательной операции, но до самого Берлина «речные танки» всё-таки не дошли. Командование передало их в оперативное подчинение 2-му Белорусскому фронту и направило их в Штеттин. Катера приняли участие в захвате воен-но-морской базы Свинемюнде и острова Рюген. Здесь они и встретили День Победы. А 10 мая корабли флотилии продолжили боевую работу по наведению порядка в Померанской бухте.



После окончания Великой Отечественной войны уцелевшие бронекатера проекта 1125 были отремонтированы, модернизированы и ещё в течение двух десятилетий продолжали службу в составе речных флотилий. Но вскоре им на смену пришли бронекатера проектов 191, 191М и 192, а позднее и знаменитые «Шмели» (проект 1204). Остававшиеся к этому времени катера вывели из боевого состава, списали или передали различным гражданским организациям. Несколько катеров удалось сохранить, и они были установлены в качестве памятников мужеству моряков советских речных военных флотилий. В СССР было создано несколько музеев, экспозиция которых рассказывала о их боевом пути. Сотрудники музея собирали документы, фотографии, воспоминания ветеранов, реликвии тех лет. Активно велась поисковая и пропагандистская работа. На данный момент автору известно об 11 бронекатерах, установленных на постаменты: в нашей стране  в Волгограде, Перми, Зелено-дольске, Хабаровске, Благовещенске и Приморско-Ахтарске; на Украине  в Измаиле, Мариуполе, Херсоне и Каневе; в республике Беларусь стоит один бронекатер в городе Пинск. У каждого из них оказалась своя непростая судьба, но большая часть катеров была сохранена и находится, несмотря на возраст, в нормальном техническом состоянии. Они остаются немыми свидетелями событий тех грозных лет и напоминанием всем нам о цене, которую нашему народу пришлось заплатить за победу над Германией и её союзниками.






вернуться

СТАТЬИ

Показать все статьи

ФОТОГАЛЕРЕЯ



 
 
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
© 2010 Танковедия.ру - большая энциклопедия танков.
Танки всех стран мира. Танки периода первой, второй мировых войн, современные танки.
Яндекс цитирования