Все танки мира Первые танки      Межвоенный период      Танки второй мировой      Современные танки
Домой   Карта сайта   Контакты
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
СССР Германия США Англия Россия Украина Франция Япония Израиль Корея
 
 
Танковедия - большая энциклопедия танков. Все танки мира, танки всех стран мира.

Черноморские "Эльпидифоры"



В межвоенный период в СССР не было построено ни одной канонерской лодки. В состав флотов и флотилий входили корабли исключительно дореволюционной постройки, либо заложенные до 1917 г. и достроенные при советской власти. В годы Великой Отечественной войны этот класс кораблей проявил себя с наилучшей стороны  они поддерживали огнём войска и обстреливали вражеские позиции, высаживали десанты, ставили мины, перевозили войска и грузы.На Чёрном море самыми известными из них стали «Эльпидифоры».

Наследство царской России

Российский Императорский флот вступал в Первую мировую войну неподготовленным: большая часть боевых кораблей и подлодок ещё находилась на верфях, их достройку постарались максимально ускорить, но они начали пополнять флоты лишь в 1915 г. А до этого момента вся тяжесть боёв с германским и турецким флотами легла на устаревшие и изношенные корабли-ветераны. Была принята новая программа усиления флота. На её реализацию выделили значительные средства, Помимо новых крейсеров, эсминцев и подлодок, большое внимание в ней было уделено строительству различных десантных судов. Для Черноморского флота, где планировалась операция по захвату Босфора, строились десантные корабли типа «Эльпидифор» и десантные баржи  «болиндеры». В качестве прототипа при проектировании десантных кораблей были использованы чертежи азовской паровой шхуны «Эльпидифор», давшей имя всей серии. При водоизмещении в 1050 т новый корабль был вооружён тремя 102-мм и двумя 75-мм орудиями, мог брать на борт 120 мин.

При высадке войск «десантный пароход»,-имевший малую осадку, мог обходиться без причалов, он «выезжал» носом на пологий берег и производил высадку солдат и выгрузку амуниции и грузов. Помимо десантных операций, их планировалось использовать для перевозки разнообразных грузов, включая торпедные катера и даже гидросамолёты, для траления и постановки минных заграждений.Планировалось построить 30 кораблей, но позднее количество сократили до 20, им присвоили наименования 410-429. Серия строилась на заводе «Руссуд» в Николаеве. До осени 1917 г. успели построить 410, 411 и 412. Их перевели в Севастополь, и весной 1918 г. они были захвачены германскими войсками. В ноябре 1920 г. эти «Эльпидифоры» были уведены белыми за границу. Их дальнейшая судьба неизвестна. Корпуса остальных «десантных пароходов» остались на верфи. В годы гражданской войны город неоднократно переходил из рук в руки. Каждая новая власть пыталась скорее достроить корабли, но времени и ресурсов ни одной из сторон не хватило.

Под советским флагом

В январе 1920 г. город был окончательно освобождён частями Красной армии и на николаевских верфях развернулась титаническая работа по достройке «Эльпиди-форов», эсминцев типа «Новик» и подлодок типа «АГ». Были выделены ресурсы для достройки кораблей, это позволило в короткий срок ввести в строй «Эльпидифоры» 413 и 415. Эти универсальные корабли составили основу возрождающихся МСЧМ. Они перевозили войска и грузы, ставили мины и занимались тралением,

На Чёрном море ещё продолжались сражения гражданской войны и вскоре «Эльпидифорам» пришлось вступить в бой с кораблями противника. 9 января 1921 г. 415, шедший из Новороссийска в Севастополь с торпедными катерами «И-6» и «И-7» на борту, был застигнут французскими кораблями у Анапы, обстрелян ими и был вынужден выброситься на берег. Этот «Эльпидифор» был разбит штормами, его разобрали на металл. Остальным канлод-кам повезло больше, а вскоре корабли интервентов были вынуждены покинуть Чёрное море, и началось мирное строительство государства рабочих и крестьян. В 1923 г. в состав МСЧМ в качестве тральщика вошёл 417, он получил название «ТЩ 23». В 1924 г. в строй вступил «ТЩ 22» (бывший 416). Ещё один корпус ( 422) был достроен в качестве танкера-заправщика для дивизиона эсминцев МСЧМ, позднее его переименовали в «Красную Молдавию». Эти универсальные корабли активно использовали в походах и на учениях в качестве кораблей поддержки десанта, для минных постановок и траления, они были просто незаменимы при перевозке войск.

После окончания войны и интервенции необходимость в большом количестве боевых кораблей отпала, и было принято решение достроить часть «Эльпидифоров» в качестве судов гражданского флота. Советская республика испытывала в них крайне острую нужду т.к. белые увели все транспортные и пассажирские суда за границу, не на чем было возить пассажиров, товары и грузы. «Эльпидифоры» передали гражданским ведомствам и достраивали «по мирной профессии»: 418 стал танкером «Василием Фоминым» (позднее переименован в «Валерия Чкалова») , 419 достроили как танкер «Александр Емшанов» (позднее переименован в «Стахановец») , 420 и 421 стали несамоходными нефтеналивными баржами «Березань» и «Тендра», из 423 сделали сухогруз «Волго-Дон», 424, 425, 426 и 427 превратили в рудовозы «Горняк», «Иосиф Косиор» (позднее назван «Азовом»), «Металлист» и «Советский Крым». Ещё два корпуса ( 428 и 429), по видимому, были недостроены. Точной информации об их судьбе нет. К концу 20-х гг. в состав МСЧМ входили четыре корабля типа «Эльпидифор»  «Красная Абхазия» (бывший 413), «Красный Аджаристан» (бывший 414), «Красный Крым» (бывший «ТЩ 22», и «Красная Грузия» (бывший «ТЩ 23»). 28 июня 1928 г. их все перевели в класс канонерских лодок, хотя ранее они числились тральщиками и минзагами.

Канлодки принимали активное участие в боевой подготовке МСЧМ. Они постоянно использовались при манёврах и учениях, проводили стрельбы, минные постановки, охраняли соединения и привлекались к поддержке войск.Но ещё «Эльпидифоры» были незаменимы при десантных операциях. Их активно использовали для перевозки войск, артиллерии, танков, полевых кухонь, боеприпасов и продовольствия. Канлодкам помогали несамоходные «болиндеры», но их было мало и вся тяжесть транспортировки частей РККА ложилась именно на канлодки. Они могли принять на борт шесть лёгких танков; восемь тягачей ЧТЗ или десять тягачей СТЗ; девять «полуторок» или одиннадцать автомобилей М-1; четыре 152-мм орудия, восемь 120-мм или двенадцать орудий калибра 76-102-мм (с зарядными ящиками); до 2000 красноармейцев с личным оружием.

В конце 20-х  начале 30-х все канонерские лодки прошли капремонты и модернизацию: котлы перевели на нефтяное питание, усилили зенитное вооружение кораблей, установили новые орудия главного калибра, заменили ручную подачу боезапаса на элеваторы Лесснера. На кораблях были проведены новые минные рельсы на палубе и увеличен запас минных погребов. Теперь каждый «эль-пидифор» мог принять на борт 380 мин образца 1912 г., 180 мин образца 1926 г. или КБ, 900 мин типа Р. Перед войной все корабли типа «Эльпидифор», кроме «Красной Абхазии», были отремонтированы. В 1939 г. «Красный Крым» уступил своё имя крейсеру «Профинтерн», его же назвали «Красной Арменией». Кораблями командовали капитан-лейтенант Н.А. Кандыгробов («Красная Армения»), капитан-лейтенант Л.С. Шик («Красная Абхазия»), капитан 3 ранга Г.В. Катунцевский («Красная Грузия»), старший лейтенант В.М, Покровский («Красный Аджарис-тан»). Корабли свели в отдельный дивизион канонерских лодок Одесской ВМБ.Накануне начала войны на Чёрном море были проведены масштабные учения Черноморского флота. В них принимали участия и «эльпидифоры». Они перевозили войска и обеспечивали высадку десанта. Накануне нападения Германии на СССР все корабли ЧФ вернулись в базы, пополнили запасы топлива, приняли боезапас и продовольствие.

В годы Великой Отечественной войны

Первой боевой операцией, в которой приняли участие «Эльпидифоры», стала постановка мин, С 23 июня, по приказанию наркома Н.Г. Кузнецова начались постановки оборонительных минных заграждений перед советскими военно-морскими базами. 24 июня «Красный Аджари-стан», «Красная Армения» и «Красная Грузия» выставили минное заграждение у Одессы. Канлодки включили в состав отряда кораблей северо-западного района. 7 июля «Красный Аджаристан», «Красная Армения» ставили мины в районе Бугаза. Остальное время они занимались перевозкой различных грузов, конвоированием судов и плавдоков с разнообразными грузами. 25 июля «Красную Абхазию», не завершившую ремонт, перевели на буксире в Севастополь. К этому времени в состав Черноморского флота вошёл тральщик «Т-512» (бывший «Валерий Чкалов») .

Вскоре немецкие и румынские части подошли к Одессе и с 13 августа канлодки стали активно привлекать к поддержке частей РККА под Одессой, они помогали гарнизону крепости Очаков.. Каждый день корабли ЧФ поддерживали огнём обороняющиеся части. Например, 20 августа части РККА поддерживали «Красная Грузия» и «Красный Аджаристан». Но ситуация под Одессой ухудшалась, и командование разработало план высадки десанта под Григорьевкой. В ней принимали участие и «Эльпидифоры», которые поддерживали высадку десанта огнём. Накануне, 21 сентября, в районе Тендры немецкими самолётами была потоплена «Красная Армения», шедшая из Севастополя для обеспечения высадки десанта. Она не смогла противостоять атакам немецких асов и погибла почти со всей командой. Вечером 22 сентября «Красная Грузия» обеспечивала высадку морской пехоты, но из-за мелководья не смогла подойти к берегу ближе чем на 3 кабельтовых. Десантников на сушу перебрасывали баркасы и катера. К 5 ч утра высадка была завершена. Ситуация под Одессой улучшилась, но вскоре её всё равно пришлось оставить  части Вермахта находились на подступах к Крыму и готовились к захвату Севастополя. 4 ноября, окончив ремонт, в состав флота вошла «Красная Абхазия». На ней усилили средства ПВО. Она привлекалась к транспортировке войск и грузов, конвоированию транспортов.

Началась 250-дневная оборона Севастополя. Основные силы флота ушли на Кавказ. Для облегчения положения защитников города было решено провести Керченско-Феодосийскую десантную операцию. В ней принимали участие «Красная Грузия», «Красная Абхазия» и «Красный Аджаристан». Они входили в состав отряда высадки «Б» и 28-30 декабря в сложных погодных условиях осуществили высадку десанта в районе горы Опук. Противник был вынужден отвести свои войска из-под Севастополя, положение крепости улучшилось. 14-16 января 1942 г. «Красный Аджаристан» принимал участие в высадке десанта у Судака. «Эльпидифоры» активно привлекались к перевозке войск и грузов для Крымского фронта и вдоль берегов Кавказа.

Летом 1942 г. немцы захватили Севастополь, и теперь их основной целью стала кавказская нефть. Они стремились уничтожить или нейтрализовать Черноморский флот. Особенно активно действовала немецкая авиация. Она постоянно бомбила порты: 2 июля во время налёта на Анапу получила повреждения «Красная Абхазия», 10 и 13 августа была повреждена «Красная Грузия», 23 сентября вновь досталось «Красной Абхазии». Обе канлодки встали на ремонт. К этому времени из гражданских «Эльпидифоров» погибли «Горняк», «Азов» и «Тендра», серьёзные повреждения получил «Советский Крым», в руки противника попал «Волго-Дон». Остальные продолжали выполнять задачи командования. Основной работой «Эльпидифоров» на этом этапе войны стали воинские перевозки вдоль побережья Кавказа. Такие «каботажные» рейсы имели важное стратегическое значение, поскольку они позволяли за короткое время перебросить войскам подкрепления, боеприпасы, военную технику и продовольствие. Им противодействовали москитные силы, подлодки и авиация противника. Для защиты все канлодки получили камуфляжную окраску, на них укоротили мачты.

В феврале 1943 г. «Эльпидифоры» принимали активное участие в высадке десанта в районе Южная Озе-рейка  Станичка. Высадка в ночь на 4 февраля 1943 г. у Озерейки проходила в сложных погодных условиях. Противник смог подготовить побережье к высадке десанта, и кораблям не удалось подавить его огневые точки. В результате три «болиндера» с танками были выброшены на берег и сгорели. Лишь в 06.10 4 февраля «Красная Абхазия» и «Красный Аджаристан» смогли высадить две роты морских пехотинцев у горы Абрау, но вскоре их пришлось эвакуировать. «Красная Абхазия» получила повреждения от огня противника, и её вновь поставили в ремонт. «Красная Грузия» и «Красный Аджаристан» принимали участие в неудачной попытке высадить десант 7 февраля в районе Станички. Опять противник не дал нашим десантникам даже приблизиться к берегу, и они отошли с потерями. Снова «Эльпидифоры» были загружены «ка-
ботажными» рейсами. Им приходилось подвозить боеприпасы и подкрепления для десантников, высадившихся и закрепившихся на плацдармах «Малой земли» в районе Цемесской бухты. На этот раз противник собрал большие силы, которые мешали подвозу боеприпасов. 27 февраля в корму «Красной Грузии» попала торпеда с немецкого торпедного катера. Канлодка села на грунт у берега, и стала лёгкой добычей авиации и артиллерии противника.Оставшиеся «Эльпидифоры» продолжали воинские перевозки. Их неоднократно бомбила авиация, пытались атаковать немецкие подлодки, но корабли-ветераны продолжали выполнять задачи командования, потерь удавалось избегать. За свою боевую работу 22 июля 1944 г. канонерская лодка «Красная Абхазия» была награждена орденом Красного Знамени.

После войны

Вскоре после окончания боевых действий уцелевшие и сильно изношенные канонерские лодки были выведены из состава Черноморского флота. 27 сентября 1945 г. «Красный Аджаристан» разоружили и стали использовать как плавбазу. 6 марта 1947 г. её перевели в разряд блокшивов и присвоили индекс 1. Краснознамённую «Красную Абхазию» 28 марта 1947 г. Разоружили и переименовали в «Курсограф». Теперь канонерка стала исполнять обязанности гидрографического судна ЧФ. 15 сентября 1949 г. «Курсограф» перевели в разряд кабельных судов и переименовали в «Ингул». 2 июня 1959 г. обе старых канлодки были исключены из списков Черноморского флота и сданы ОФИ на разборку и вскоре их порезали «на иголки».
Последний «Эльпидифор»

Но на этом история этих кораблей не закончилась . Одному из «Эльпидифоров» удалось избежать участи быть порезанным на металл, и ещё совсем недавно у любителей истории фота была возможность побывать на этом уникальном корабле. В 60-90-е гг. XX в. он использовался в Севастополе в качестве плавсклада и плавучей мастерской. «Эльпидифор» стоял в Троицкой бухте и использовался для ремонта оборудования на кораблях Черноморского флота, проходящих докование. В этом несуразном корабле угадывался силуэт легендарного «прародителя». Раньше он назывался «Металлист», в годы ВОВ его использовали в качестве несамоходной плавучей мастерской Черноморского флота. В течение нескольких десятилетий рабочие плавмастерской «ПМ-84» успешно выполнили ремонт огромного числа боевых кораблей и вспомогательных судов. Одним из последних кораблей Черноморского флота РФ, на котором работал экипаж плавмастерской, стал крейсер «Михаил Кутузов». В декабре 1999 г. он прошёл подготовку к переходу на вечную стоянку в Новороссийск в плавучем доке «ПД-30». В начале XXI в. объём ремонтных работ стал сокращаться и руководство решило избавиться от старой плавмастерской. К сожалению, ни у кого не возникло даже мысли о сохранении этого уникального памятника отечественного судостроения. С неё быстро демонтировали всё оборудование и ценные предметы. Вскоре корпус «ПМ-84» буксиры перетащили в Южную бухту. Но и здесь он провёл совсем немного времени, и в ноябре 2004 г. его увели в Турцию «на иголки», К сожалению, никто из историков флота не смог сообщить точной даты этого печального события. Так завершилась история черноморских «Эльпидифоров».




вернуться

СТАТЬИ

Показать все статьи

ФОТОГАЛЕРЕЯ



 
 
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
© 2010 Танковедия.ру - большая энциклопедия танков.
Танки всех стран мира. Танки периода первой, второй мировых войн, современные танки.
Яндекс цитирования