Все танки мира Первые танки      Межвоенный период      Танки второй мировой      Современные танки
Домой   Карта сайта   Контакты
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
СССР Германия США Англия Россия Украина Франция Япония Израиль Корея
 
 
Танковедия - большая энциклопедия танков. Все танки мира, танки всех стран мира.

Гусеницы пустыни




После Первой мировой войны проект надёжного и быстрого сообщения между метрополией и африканскими колониями витал в воздухе. Дело в том, что колониальная Франция столкнулась с неразрешимой проблемой сообщения через непреодолимую Сахару. Кстати, попытки приспособить для передвижения по пустыне колёсные автомобили предпринимались ещё до войны. Так, Эмиль Девуатин, впоследствии основавший свою собственную фирму по производству самолётов, сконструировал че-тырехколёсное транспортное средство с трубчатым шасси и 50-сильным ротативным двигателем Gnome 50, приводившим в движение четырёхлопастной винт. Этот необычный автомобиль, прозванный «Кузнечик» (La Sauterelle), весил 350 кг и разгонялся до скорости 60 км/ч, вот только затормозить его было непросто. Затем командир первой воздушной эскадрильи, базировавшейся на севере Алжира, Макс де Лафарг построил так называемый Aerosable с 60-сильным двигателем Clerget и шестилопастным винтом. На нём удалось проехать от Бискры до Туггурта со средней скоростью 50 км/ч. Испытания проводились до 1914 года.


Потом, уже после войны, с 1 февраля по 5 марта 1919 года по приказу командующего французскими войсками в Северной Африке генерала Робера Нивеля была осуществлена экспедиция Саура - Тиди-кельт. То есть через Большой Западный Эрг до группы оазисов, находящихся южнее плато Тадемаит. Перед экспедицией ставились следующие задачи: проложить маршрут, который можно использовать в любое время года, до Нигера, а заодно изучить возможность строительства транссахарской железной дороги и аэродромов для осуществления быстрой связки с Французской Экваториальной Африкой и Французской Западной Африкой.Экспедиция использовала автомобили французской фирмы Brasier type LF, то есть подготовленные к экспедиции Максом де Лафаргом, а также грузовики FIAT, перевозившие авиационное топливо, и самолёты Farman.После успешного завершения этой операции генералы Нивель и Франсуа-Анри Лаперрин готовят экспедицию через Томбукту в Дакар, и 27 декабря 1919 года 26 автомобилей различных марок выезжают из Туггурта. Только девять из них 31 января 1920 года прибудут в Таманрассет. На подмогу вылетели два двухместных самолёта Breguet-16 с 300-сильными двигателями Renault. В экипаже одного из них считавшийся асом майор Жозеф Вю-ильмин (на его счету семь воздушных побед) и лейтенант Шалю, в другом унтер-офицер Бернар и механик Васлен. Несмотря на возражения Вюиль-мина генерал Лаперрин поднимается в самолёт Бернара и устраивается на коленях механика.

Они вылетели из Таманрассета 18 февраля и должны были лететь через нагорье Ахаггар в направлении Тин-Зауатин, где находилось топливо. Погода испортилась, и вскоре из-за нехватки горючего Бернар вынужден сесть посреди пустыни. Мало того, самолёт опрокинулся, и не бывший пристёгнутым генерал получил серьёзные травмы. Впрочем,он продержался ещё 15 дней в жутких условиях (дневная температура зашкаливала за 40 °С) и умер 5 марта 1920 года. Только утром 14 марта отряд лейтенанта Пруво почти случайно наткнулся на уже отчаявшихся Бернара и Васлена. Другой экипаж всё же долетел до Нигера, но в Томбукту попал только 18 марта. После этого французская армия отказалась от транссахарских экспедиций.Наладивший во время Первой мировой войны производство снарядов для французской армии Андре Ситроен после её окончания приступил к выпуску автомобилей. Французской прессе об этом стало известно в январе 1919 года, а уже в начале лета с конвейера завода на набережной Жавель (в октябре 1958 года она будет переименована в набережную Андре Ситроена) сошёл первый Скгоёп Туре А. Тогда же промышленник приобрёл лицензию на гибкие резиновые гусеницы, изобретённые французским инженером Адольфом Кегрессом во время его работы в России - в императорском гараже. Кстати, первый патент на своё изобретение он зарегистрировал в 1913 году. Вернувшись во Францию, он знакомится с Жаком Энстеном, хорошо знакомым с Ситроеном, и с ним патентует подвеску с гусеничным ходом «Kegresse-Hinstin».

После этого было создано общество Сйгоёп-Kegresse-Hinstin. Возглавил его Энстен, а Кегресс занял пост технического директора. Ситроен же занялся поиском рынков сбыта гусеничного транспорта; ему было нужно бездорожье. Таким образом, Африка, где местные жители ещё передвигались на ослах и верблюдах, пришлась кстати.К началу XX века племена, населявшие Сахару, были усмирены, и Ситроен доверил пересечение одного из самых негостеприимных регионов планеты прекрасно знавшему эти места бывшему кавалерийскому офицеру Луи Одуэн-Дюбрею, поручив общее руководство экспедицией флегматичному директору своих заводов Жоржу-Мари Хаардту. В конце 1921 года восемь «вездеходов», оборудованных движителями Кегресса, были доставлены в Туггурт для испытаний на местности. Они создавались на базе Скгоёп Туре А и пришедшего ему на смену в июне 1921 года В2, отличавшегося более мощным двадцатисильным четырёхцилиндровым двигателем рабочим объёмом 1452 см3. Специальная группа произвела разведку маршрута до Айн-Салаха.

Прежде чем в декабре 1922 года покинуть Париж, Ситроена и Хаардта приглашают в Елисейский дворец, чтобы они могли представить проект президенту Мильерану, а затем ареопагу в составе министра колоний Альбера Сарро и трёх маршалов - Жозефа Жоффра, Луи Франшэ д’Эспере и Эмиля Файоля.  Экспедиция в составе 10 человек, среди которых несколько военных и один географ, на пяти 10 HP тип В2, оборудованных специальными кузовами (два места спереди и одно посередине, на которое можно посадить проводника), готова к старту 17 декабря 1922 года. На автомобили «навьючены» алюминиевые кофры для инструментов, запасы провизии и питьевой воды, снаряжение для ночёвок в полевых условиях, запчасти, медикаменты и боезапас. Для безопасности на вездеходах установлены три авиационных пулемёта, однако от радиоаппаратуры, слишком тяжёлой в то время, пришлось отказаться.

Исследователям не чужда романтика - у каждого автомобиля своя эмблема, изображённая на кузове: «Золотой скарабей» (командорский автомобиль Хаардта, которым управлял Морис Билли), «Серебряный полумесяц» (Одуэн-Дюбрей и в качестве водителя шеф-механик Морис Пено), «Летящая черепаха» (в экипаже которого географ и кинематографист Поль Кастельно и Рожэ Прюдом), «Ползущая гусеница» (лейтенант Жорж Эстьен и Фернан Билли) и «Бык Апис» (гид и переводчик экспедиции Луи Шапюи, за рулём Ренэ Рабо). Путь неблизкий - 3200 километров на юг и юго-запад, в основном по бездорожью, по вулканическому нагорью Ахаггар, нагромождениям камней Танезруфта, через пустыню, прозванную «страной жажды», к фактории туарегов Томбукту. Караван продвигался со средней скоростью 15-18 км/ч по каменистому грунту, расходуя на каждые 100 км порядка 30 л бензина. А в песках двигаться приходилось ещё медленнее. 17 декабря экспедиция выезжает из Туггурта и в тот же день прибывает в Уаргла, проехав порядка 200 км. Дневная температура поднималась до 40 °С в тени; к счастью, немного освежал ветер, но он же поднимал проникавшую всюду пыль. Запасы воды строго рационированы и смочить лицо удаётся не часто. К ночи столбик термометра опускается ниже нуля, и днём обжигавший руки руль становится ледяным.

Из путевых записок Одуен-Дюбрея: «Во второй половине дня мы проехали небольшую деревушку Фоггарэ-эз-Зуа - единственное поселение, встретившееся нам на 800 километрах пути от Уарглы. Нас принял халиф Мухаммед, достойный и бравый старец. Во время штурма Айн-Салаха в декабре 1889 года он был ещё молодым человеком, любимым женщинами. Они-то и спрятали его, чтобы сохранить хотя бы одного мужчину для продолжения рода. Мы покидали Фогаррэ под радостные крики. Там ещё не видели автомобиль. Хотя солнце клонилось к закату, песок всё же был обжигающим. Вдалеке лиловые тени падали на плато Тадемаит. В ночи мы двигались к Айн-Салаху по следам мехари-стов. Иногда на твёрдом грунте они исчезали, и нам казалось, что мы заблудились. .. Километрах в десяти от Айн-Салаха мы увидели незабываемое зрелище. В свете фар вдруг возникли огромные призраки: с головами, закутанными в тагельмусты, туареги восседали на больших белых мехари».На следующие почти 800 км ушло четыре дня, то есть средняя дистанция ежедневного пробега выдерживается. После двух дней отдыха за четыре дня пройдено ещё порядка 800 км до Арремтит (Тит), и 28 декабря миссия прибывает в Силет... Впереди ещё 500 км без колодцев, песчаная буря, и наконец 31 декабря - колодцы Тин-Зауатин. Отсюда до Томбукту 900 км через форт Кидал, известный многочисленными промыслами, в частности производством сабель с тонкой чеканкой на лезвии, и селение Бурем на берегу реки Нигер.

Ориентируясь по компасу и секстанту, экспедиция за 21-й день добралась до центра Великой империи Мали, переименованной колонизаторами во Французский Судан. С большой помпой 7 января 1923 года первая транссахарская автомобильная почта вручена командующему региона Томбукбу полковнику Манжо. В тот же вечер Хаардт и Одуен-Дюбрей отправили телеграмму Ситроену, заканчивавшуюся словами: «...наши автомобили в окружении многочисленных всад-ников-туарегов въехали в Томбукту, встреченные ликующей толпой. Официальное вручение первой транссахарской атомобильной почты, доставленной экспедицией Ситроена, состоялось перед дворцом губернатора после того, как мы вышли из машин. Установлено быстрое и практичное сообщение через французскую Сахару между богатым Алжиром и роскошной Западной Французской Африкой. Наша миссия выполнена».Успех был полным, и 1 февраля колонна отправилась в обратный путь. Хаард и Одуен-Дюбрей, пожелавшие подняться по Нигеру в пирогах, заняли свои места в автомобилях в Буреме. Затем экспедиция завернула в Таманрассет поклониться праху захороненных здесь исследователя Сахары Шарля де Фуко и генерала Лаперрина и 25 февраля добралась до плато Мундир. В 250 километрах от Айн-Салаха путешественников ждала неожиданная встреча с четой Ситроенов, выехавших им навстречу на лёгких гусеничных автомобилях в сопровождении Адольфа Кегресса через Тадема-ит и Тидикельт. В полном составе караван вернулся 6 марта 1923 года в Туггурт. Таким образом, путь из Алжира во Французскую Западную Африку был проложен. Миссия завершилась успехом, но легенда «вездеходов» Ситроена только начиналась.

Рекламная составляющая экспедиции была продумана заранее, и менее чем за месяц был смонтирован документальный фильм. Киностудия Gaumont напечатала афишу, достойную Голливуда: на первом плане туарег со своим верблюдом доминирует над бесконечным морем песка, символизируя истоки. Приближающийся издалека автомобиль воплощает приход цивилизации. Этот плакат будут срывать с тумб, перепродавать из-под полы коллекционерам.Через несколько месяцев издательство Plon выпустит рассказ об экспедиции Хаардта и Одуен-Дюбрея, конечно же, отдававший должное «вездеходам» Ситроена, но одновременно документально представлявший географические и этнологические особенности пересечённых регионов. Успешное пересечение Сахары окрылило Ситроена, и вскоре он берётся за осуществление грандиозного проекта по созданию регулярного автомобильного сообщения в Африке. В 1924 году «Трансафриканская кампания Ситроена» (Citracit) приступает к созданию инфраструктуры на маршруте от Колон-Бешара до Томбукту.

Руководивший техническим обеспечением Морис Норруа вспоминал: «Мне пришлось задействовать 150 европейцев и столько же местных жителей. Большую часть года они возводили гостиницы по планам, разработанным архитектором компании Сйгоёп Морисом Равазэ. Требовалось построить кемпинги и заправочные пункты в Сахаре, и впервые в истории по непокорной пустыне днём и ночью сновали гусеничные и колёсные автомобили Скгоёп. Они доставляли материалы, топливо и воду». На дистанции 2800 км были построены пять отелей и четыре кемпинга. К концу года работы закончены; Ситроен приглашает журналистов на набережную Жавель. «Туризм в странах страха и жажды», - под таким заголовком выходит статья в Le Matin 6 декабря. «Парижане, покупайте билеты в Томбукту», -вторит ей L’Echo de Paris. Журналисты могли увидеть на заводе колёсные и гусеничные 15 HP type Sahara, автомобили, специально оборудованные для охоты и снабжения, словом, все транспортные средства, обеспечивавшие маршрут.

Там же были продемонстрированы макеты гостиниц и даже представлены в натуральную величину номера и ресторан. Таким образом, появилась возможность за 24 дня доехать почти до экватора, до границ французского и бельгийского Конго. За декабрь в прессе появилось несколько объявлений: «Париж - Томбукбу. Два раза в неделю». Первое отправление было назначено на 5 января, и список приглашённых соответствовал уровню мероприятия: король Бельгии Альберт I и тогда ещё национальный французский герой маршал Филипп Петен. Но уже перед стартом телеграмму, направленную Андре Ситроену, перехватывает министерство иностранных дел и делится её содержанием с бельгийскими коллегами. Из её содержания следует, что безопасности путешественников могут угрожать возможные мятежи местных жителей. Естественно, бельгийский двор отклоняет приглашение. Взбешённый Ситроен отменяет операцию и без каких бы то ни было объяснений отказывается от эксплуатации Citracit. Вот так одна телеграмма с непроверенной информацией свела на нет плоды двухлетней работы и привела к потере значительных инвестиций. Такого человека как Ситроен трудно было напутать, тем более что каких-то серьёзных волнений на маршруте трудно было опасаться. Единственным более-менее правдоподобным объяснением были чьи-то происки. Во всяком случае Ситроен не только не пожелал вернуться к этому проекту, но даже попросил о нём не напоминать.





вернуться

СТАТЬИ

Показать все статьи

ФОТОГАЛЕРЕЯ



 
 
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
© 2010 Танковедия.ру - большая энциклопедия танков.
Танки всех стран мира. Танки периода первой, второй мировых войн, современные танки.
Яндекс цитирования