Все танки мира Первые танки      Межвоенный период      Танки второй мировой      Современные танки
Домой   Карта сайта   Контакты
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
СССР Германия США Англия Россия Украина Франция Япония Израиль Корея
 
 
Танковедия - большая энциклопедия танков. Все танки мира, танки всех стран мира.

История создания танка


Парадокс ситуации заключался в том, что никто из потенциальных противников не планировал участвовать в затяжной войне. Все собирались вести войну «молниеносную», энергично наступать, дабы завершить разгром врага в несколько недель, в крайнем случае месяцев. Однако никто не учел одного обстоятельства: противостоящие коалиции оказались достаточно сильны, чтобы сорвать наступательные планы противника, но одновременно слишком слабы, чтобы реализовать собственные. Фронты зарылись в землю и опутались колючей проволокой. Налицо был настоящий кризис военного искусства - позиционный тупик. Средства обороны возобладали над средствами наступления.


В этих условиях боевая вездеходная машина перестала казаться беспочвенной фантазией. В Великобритании это одним из первых понял военный инженер подполковник Эрнест Суинтон, прикомандированный к штабу британской экспедиционной армии. Уже в октябре 1914 года он обратился в Комитет имперской обороны с предложением использовать в боевых целях шасси трактора «Холт», испытания которого он наблюдал близ Антверпена. Как и прочие энтузиасты, поддержки он добился не сразу: военный министр оставил его письмо без ответа, но Суинтон не успокоился. Совершенно неожиданно его предложения нашли понимание у первого лорда Адмиралтейства Уинстона Черчилля.В феврале 1915 года при Адмиралтействе был создан Комитет по сухопутным кораблям, и дело сдвинулось с мертвой точки. Мнение фронтовиков наконец подействовало на чиновников военного министерства, и 15 июня 1915 года был образован Совместный комитет армии и флота. Однако инициатива разработок осталась за представителями Адмиралтейства, а координатором работ стал Суинтон, назначенный секретарем Комитета имперской обороны.

В конце июня Совместный комитет выдал заказ фирме «Уильям Фостер энд Компани» в Линкольне (Линкольншир) на разработку машины с использованием силового блока тяжелого трактора «Фостер-Даймлер» и шасси американского трактора «Буллок». Работой руководил инженер Уильям Триттон. В помощь ему направили лейтенанта добровольческого резерва ВМС Уолтера Г. Вильсона. Работы шли в обстановке полной секретности. За 40 дней Триттон и Вильсон создали машину, считающуюся первым в истории танком. Машина, получившая название «Линкольн № 1», представляла собой установленный на шасси «Буллок» коробчатый бронекорпус с грубым макетом башни -планировали установить вращающуюся башню с 40-мм автоматической пушкой «Виккерс». Испытания прошли 10 сентября 1915 года. Они показали, что ходовая часть машины слишком слаба для таких нагрузок. Из трех вариантов ее переделки: тросовая гусеница, армированная лента из суррогатного каучука, звеньевая гусеница с жесткой подвеской - Триттон и Вильсон выбрали последний. Опорные катки, ведущее и направляющее колеса с гусеницей шириной около 500 мм смонтировали на отдельной броневой коробчатой раме.28 сентября 1915 года закончили деревянную модель, а к концу ноября подготовили к испытаниям новый вариант, известный как «Маленький Вилли», - работники фирмы усмотрели в нем внешнее сходство с Вильсоном. Машина имела массу 18,3 т, экипаж состоял из 4-6 человек. Двигатель мощностью 105 л. с. и двухскоростная коробка передач позволяли развивать скорость до 3,2 км/ч. В лобовой части смонтировали 7,7мм пулемет «Виккерс», в бортах сделали лючки для стрельбы из личного оружия. Отверстие под башню заглушили крышкой. «Маленький Вилли» преодолевал ров шириной до 1,52 м, стенку высотой 0,6 м, подъем до 20 °. Но командование английскими войсками во Франции выдвинуло требования преодолевать ров в 2,44 м и стенку в 1,37 м. Было необходимо искать иное решение.

Тогда родилась идея придать гусеничному обводу форму параллелограмма, а для увеличения высоты зацепа верхнюю ветвь пустить поверх корпуса. Поскольку при этом вращающаяся башня слишком высоко подняла бы центр тяжести машины, то от нее решили отказаться. Вооружение разместили в бортовых спонсонах. Приняв такую конструктивную схему машины, получившей название «Большой Вилли», в ноябре 1915 года приступили к ее изготовлению.30 января 1916 года новый танк представили на испытания. Спустя несколько дней обоих «Вилли», и «большого», и «маленького», продемонстрировали высшим военным и государственным чиновникам. «Большой Вилли» понравился больше. 12 февраля состоялись уже официальные испытания.За первым образцом новой боевой машины утвердилось прозвище «Мать» (Mother). Но на вооружение ее приняли под прозаическим индексом Mk I. Министерство снабжения выдало заказ на 100 единиц.Тем временем Суинтон создал «Заметки об употреблении танков», которые можно считать первыми тактическими рекомендациями по использованию этого нового рода оружия. В них, в частности, предусматривалось не использовать танки раньше, чем их будет достаточное количество, применять на широком фронте внезапно, без длительной артиллерийской подготовки, на подходящей для их движения местности. Массирование, внезапность и танкодоступная местность - вот три главных условия для успешного применения этих машин, которые были не сразу осознаны военным руководством, но полностью подтвердились в дальнейшем, по мере накопления опыта. Суинтон обосновал и принципы взаимодействия танков с пехотой и артиллерией.
вернуться

СТАТЬИ

Показать все статьи

ФОТОГАЛЕРЕЯ



 
 
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
© 2010 Танковедия.ру - большая энциклопедия танков.
Танки всех стран мира. Танки периода первой, второй мировых войн, современные танки.
Яндекс цитирования