Все танки мира Первые танки      Межвоенный период      Танки второй мировой      Современные танки
Домой   Карта сайта   Контакты
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
СССР Германия США Англия Россия Украина Франция Япония Израиль Корея
 
 
Танковедия - большая энциклопедия танков. Все танки мира, танки всех стран мира.

Итальянский подводный флот в локальных войнах



Второй мировой войне предшествовало немало вооружённых конфликтов, в ряде которых принимала участие и Италия.В итало-абиссинской войне 1935 -1936 годов субмарины не использовались, хотя в Красном море в базе Массауа с осени 1935 года находились две подлодки, по очереди совершавшие боевое патрулирование. Первой парой были Narvalo и Tricheco.


Если африканская война не коснулась подводников, то в Гражданской войне в Испании 1936 - 1938 годов Италия фактически воевала на стороне франкистов, широко используя в ней армию, авиацию и флот.С ноября 1936-го по февраль 1938 года, пользуясь близостью театра военных действий, итальянцы стремились ознакомить с работой в боевых условиях максимально возможное число экипажей. При этом 83 подлодки совершили 108 боевых походов (для сравнения, немецкие подводники - всего два похода). Результат массированного применения субмарин получился не слишком впечатляющим. Итальянцы потопили 6 судов, повредили крейсер и эсминец. Однако после первых же потоплений транспортов нейтральных стран «неизвестными» подлодками англичане и французы в рамках выполнения международных соглашений начали активно противодействовать итальянским субмаринам, которые, в свою очередь, стали действовать с опаской.

Основываясь на том, что британский флот не смог потопить ни одной подлодки противника, англичане резко интенсифицировали исследования в областипротиволодочной обороны. Итальянцы же действиями своих субмарин остались вполне довольны и ограничились реорганизацией структур управления.20 июля 1939 года все субмарины RMI свели в семь флотилий. На 10 июня 1940 года Италия имела 116 подводных лодок (второй в мире подводный флот после СССР) и штат опытных подводников, прошедших боевую закалку. Это предвещало большие успехи в будущей войне.22 мая 1939 года Италия и Германия подписали «Пакт о союзе и дружбе между Италией и Германией», так называемый «Стальной пакт». 20 и 21 июня 1939 года, в соответствии с пунктами договора, высшее морское командование Италии встретилось с немецкими коллегами в Фридрихсхафене (Германия) для обсуждения деталей сотрудничества.В военном плане это было далеко не равное партнёрство. Союз между Италией и Германией являлся скорее политическим и экономическим. Первые несколько месяцев после подписания соглашения страны демонстрировали обоюдные воинственные устремления, однако военное сотрудничество было, по сути, минимальным, поскольку Италия имела как ограниченные промышленные возможности, так и страдала хронической нехваткой ресурсов.

На встрече в Фридрихсхафене не удалось достичь договорённости по нескольким важнейшим пунктам. Так, Германия отказалась передавать своему союзнику радиолокационную технологию до тех пор, пока Италия не согласится поставлять немцам новые торпеды, представлявшие большой интерес для Кригс-марине Германии. Стороны сошлись во мнениях только по некоторым вопросам. В частности, адмирал Каваньяри, командующий итальянскими ВМС, принял обязательство о присутствии своего флота на Атлантическом океане, хотя это было достаточно сложной задачей, поскольку лот Италии создавался в основном для войны на Средиземном море. Правда, Италия вскоре построила крейсерские субмарины, способные пройти через Гибралтарский пролив, провести длительное патрулирование в Атлантике и возвратиться назад.В ходе переговоров отмечались и значительные успехи немецких подводников в Первой мировой войне, их тактика рассматривалась как образцовая в будущей войне на море. Итальянцам ответить на это оказалось нечем.Что же касается расширения итальянского присутствия в Восточной Африке, то несмотря на ограниченные возможности базирования и докования кораблей, оно стало реальной угрозой для британского судоходства в Индийском океане и Красном море. Однако низкий уровень штабного планирования, технические дефекты лодок и снижение поставок вооружений в отрезанные от метрополии базы не позволили эти угрозы реализовать.

В отдельную флотилию Красного моря, состоящую из двух дивизионов, входили восемь субмарин - шесть больших океанских и две средних. Накануне Второй мировой войны флотилией командовал капитан 2 ранга Спагоне.В Красное море корабли попадали через Суэцкий канал, который контролировали англичане, - в случае объявления войны он сделался бы недоступным для итальянских кораблей и судов. В связи с этим появилась необходимость в исследовании дальнего, обходного, маршрута вокруг Африки. Так, две итальянские субмарины - Antonio Sciesa и Enrico Toti - за пять с половиной месяцев (с 14.9.1933-го по 22.2.1934 года) прошли вдоль всего африканского побережья, из которых 85 дней заняли посещения и стоянки в различных портах. 2 декабря итальянцы миновали мыс Игольный и стали первыми субмаринами, обогнувшими в подводном положении южную оконечность континента.После вступления Италии во Вторую мировую войну Спагоне получил директиву из Рима о начале военных действий. В соответствии с имеющимся планом, командующий флотилиями направил свои корабли в патрулирование к основным портам Красного моря и в дальний рейд в Персидский залив.

Англичане опасались корабельной группы, располагавшейся в Массауа (помимо подлодок, там базировались более десятка эсминцев, миноносцев и торпедных катеров). Командующий британской операционной зоной Ост-Индийской военно-морской станции вице-адмирал Р. Литэм с 24 мая потребовал закрыть Красное море для прохода одиночных судов. Для охраны конвоев, шедших через Суэцкий канал были выделены крейсер ПВО Carlisle, три шлюпа и три новых эсминца из 21-й флотилии.10 июня подводные лодки вышли в поход: Galileo Ferraris - к Джибути, Galileo Galilei - к Адену, Luigi Galvani - в Персидский залив и Macalle - к Порт-Судану. Однако спустя пять дней субмарину Galileo Ferraris потребовалось заменить из-за технических неисправностей; на смену ей направилась Evangelista Torricelli. А на следующий день флотилия Красного моря понесла первую потерю...15 июля Macalle на позиции у Порт-Судана из-за грубой навигационной ошибки ударилась о скалу и была вынуждена выброситься на мель. Оставшуюся в живых большую часть экипажа через неделю спасла команда подлодки Guglielmotti.Низкую результативность и большие потери первого месяца войны итальянцы объясняют тем, что их установки кондиционирования воздуха из-за высокой влажности незаметно отравляли экипажи соединениями хлористого метила. Этим, в частности, объясняется гибель Macalle.В предвоенные годы итальянские экипажи, как правило, не задраивали рубочные люки, что в какой-то мере обеспечивало сносную вентиляцию , а в условиях реальных боевых действий люки приходилось закрывать...

На следующий день после гибели Macalle итальянцы отметили свою первую победу. Около Адена субмарина Galileo Galilei (командир - капитан 3 ранга (СС) Нарди) потопила большой норвежский танкер James Stove (постройка 1931 г., приписан к Осло, водоизмещение 8215 брт).В район атаки направили британский противолодочный корабль, сразу же приступивший к интенсивным поискам противника. Тем временем 18 июля Нарди остановил югославский пароход Dravo, но затем отпустил его. Радиосообщение югославов позволило англичанам уточнить район поиска. В тот же день лётчики 8-й и 49-й эскадрилий, проводившие воздушное патрулирование в Красном море, обнаружили и атаковали Galileo. На поиск повреждённой подлодки из Адена вышел тихоходный траулер Moonstone - корабль не из новых, но и выбор у британцев был невелик.19 июля Moonstone обнаружил итальянскую субмарину. В начале 1950 годов высказывалось предположение, что одурманенная соединениями хлористого метила команда не сумела оказать должного сопротивления, поскольку в очти полным запасом торпед. К тому же подлодка, несмотря на повреждения, имела не меньшую скорость, чем траулер. Бой, тем не менее, закончился, на удивление, быстро. Moonstone добился двух попаданий из своей пушки в боевую рубку лодки. При этом погиб командир субмарины Нарди и несколько офицеров. Сопротивление прекратилось, и Galilei, 1000-тонный подводный крейсер с полным боезапасом, был пленён командой траулера. Moonstone отвёл субмарину в Аден, а позднее она под названием Х-2 до 1946 года служила в британском флоте, где её использовали для зарядки аккумуляторов подлодок в Порт-Саиде.Последствия этого захвата оказались для итальянцев весьма тяжёлыми - подводники оставили противнику все шифры и кодовые таблицы, что позволило англичанам немедленно развернуть массированную противолодочную операцию как в Красном, так и в Средиземном море. В 1954 году британцы сообщили, что на борту Galilei находились также оперативные документы на походы четырёх подлодок в Красном море.

Через четыре дня разыгралась одна из самых драматических схваток между надводными кораблями и итальянской субмариной Torricelli, командир которой Сальваторе Пелози получил задание патрулировать возле Джибути. На позиции его подлодка столкнулась с активной противолодочной обороной англичан, и Пелози, не видя перспектив для атак, направил корабль к своим берегам.Возвращалась субмарина в надводном положении, так как не могла погрузиться из-за повреждений. На выходе из Аденского залива в Красное море севернее острова Перим итальянцам встретился шлюп Shoreham, взывавший по радио о срочной помощи. Подлодка, вооружённая одним 120-мм орудием, в 5:30 открыла огонь и, попав вторым снарядом в шлюп «англичанина», серьёзно повредила его (позднее шлюп отвели на ремонт в Аден).Тем временем к месту боя подошёл индийский шлюп Indus, а затем дивизион новых английских эсминцев. Пелози пришлось принять бой и уже на отходе он дал команду выпустить все торпеды в эсминцы Kingston, Kandahar и Khartoum, продолжая при этом вести артиллерийский огонь. От торпед англичане сумели увернуться, но один из 120-мм снарядов подлодки попал в Khartoum. Уже утром, в 6.05, субмарина получила снаряд в корму, повредивший рулевое управление; при этом осколком был ранен Пелози.

Случай, когда субмаринам в артиллерийском бою удавалось отправить на дно эсминец, был неординарным. Капитана 3 ранга Пелози и его старшего офицера пригласили на официальный ужин, где он и командир Khartoum обменялись тостами. Затем Пелози был принят старшим морским офицером в Красном море контр-адмиралом Мюрреем.Что же касается итогов боя для англичан, то помимо потерь, понесённых британскими кораблями, они вынуждены были потратить 70 снарядов и пять сотен пулемётных магазинов, для того чтобы потопить единственную подлодку.К чести команды, итальянская субмарина Torricelli ушла под воду с поднятым боевым флагом. Доблесть экипажа подлодки оценили по достоинству - Пелози удостоили высшей военной награды Италии Le Medaglie d’Oro al valor mili-tare (Золотая медаль за военную доблесть).

В тот же день состоялась ещё одна схватка между англичанами и итальянцами. В Персидском заливе у берегов Катара командир итальянской подлодки капитан 3 ранга Спано на подлодке Luigi Galvani выследил и торпедировал индийский корвет Pathan (661 т, 1918 г. постройки) - при его взрыве погиб командир корабля капитан-лейтенант Карл Дустон и четверо моряков; восемь членов экипажа получили ранения.Из документов, захваченных на подводной лодке Galileo, англичане установили примерную позицию итальянских субмарин в Персидском заливе и выслали на их поиск британские корабли. Шлюп Falmouth обнаружил одну из них в районе острова Дальма и атаковал её глубинными бомбами, после чего подлодка всплыла и была покинута экипажем - часть его попала в плен.За первые две недели боевых действий итальянская флотилия субмарин Красного моря уменьшилась ровно наполовину - было потоплено три подлодки и одна сдалась в плен. Достигнутый результат оказался много ниже ожидаемого: потоплены танкер, эсминец и корвет, повреждён один шлюп.Неудачи первого периода на этом не закончились. Последней жертвой хлористого метила стала субмарина Perla. Подлодка возвращалась из похода, экипаж был изнурён ядовитой атмосферой и высокой температурой внутри корпуса. К югу от Массауа подлодка на полном ходу налетела на мель. Она стала удобной мишенью для вражеской авиации, но разбомбить её так и не удалось, поскольку в продолжение операции по спасению субмарины её экипаж всё это время держал противовоздушную оборону. Лодка уцелела, а один из подводников, Арудино Форджиа, за героизм был награждён орденом. К концу июня Perla была снята с мели и отбуксирована в базу. Ремонт затянулся надолго, и лишь весной следующего года субмарина смогла покинуть Красное море, да и то под одним дизелем.

В конце июня уцелевшие лодки собрались в базе - фактически их осталось только три, так как на Perla всё ещё продолжался ремонт.Субмарины Guglielmotti (командир Туц-ци) и Archimede (командир Синьорине) в июле выходили на поиск противника. Так, в период с 26 по 31 июля Туцци вёл поиски двух греческих пароходов, шедших южнее Суэца. 14 августа субмарина Ferraris под командованием Ливио Помарта безуспешно пыталась атаковать линкор Royal Sovereign, когда тот проходил через Красное море. Походы выполнили также подводные лодки Guglielmotti (21 - 25 августа) и Ferraris (25 - 31 августа). Легко заметить, что повторялась цикличность боевой службы итальянских подводников в Первую мировую - 4 - 6-дневные боевые походы и почти месячный отдых в базе..В начале сентября итальянцы вышли в море на перехват конвоя № 7 из 32 судов, крейсера, эсминцев и двух тральщиков, идущего из Адена в Суэц. Ferraris и Guglielmotti держались севернее, однако обнаружить там транспорты не смогли.6 сентября в 15.00 субмарина Туцци одержала свою первую победу, потопив торпедами шедший без охранения греческий танкер Atlas (приписка Пирей, 4008 брт) с полным грузом топлива.Через две недели итальянцы всё же обнаружили конвой № 7. В состоявшемся морском бою они отправили на дно корабль охранения - эсминец Francesco Nullo и серьёзно повредили английский эсминец Kimberly, позднее отбуксированный в Порт-Судан.22-28 ноября поиски транспортов вели субмарины Ferraris и Archimede, 12 -22 декабря - Archimede, а 23 - 30 декабря Ferraris осуществлял патрулирование у Порт-Судана. Выходы эти оказались «холостыми», а всего с сентября 1940 года по февраль 1941 года итальянские субмарины выполнили 14 безрезультатных походов.

К концу 1940 года итальянские колонии в Восточной Африке были отрезаны от метрополии. В январе английская армия начала наступление из Судана и Кениина Итальянское Сомали, Эритрею и Абиссинию, а ВМФ Великобритании осуществлял блокаду с моря. Было очевидно, что падение итальянских территорий - лишь вопрос времени.Столица Эритреи Массауа готовилась к обороне, её защитников возглавлял адмирал Боннети. В сложившейся ситуации было решено надводные корабли затопить, а подлодки направить в Европу.В феврале все субмарины вернулись из походов и их начали готовить к длительному переходу протяжённостью в 14 тыс. миль. Такая задача считалась весьма сложной даже в мирное время.Первой ушла Perla. После аварии в июле 1940-го её долго ремонтировали, в море она не выходила, и даже перед дальним походом один из дизелей работал неважно. 1 марта командир подлодки Perla лейтенант Напп начал труднейший поход. 4 марта, с двухчасовым интерва лом вышли субмарины Archimede (командир - капитан 3 ранга Сальватори), Ferraris (капитан 3 ранга Пиомарта) и Guglielmotti (командир - капитан 2 ранга Спагоне; он же - старший на переходе).

Маршрут пролегал в водах, контролируемых противником, но патрулирование ещё не было таким плотным, как позднее.
29 марта Perla заправилась в Индийском океане топливом с немецкого вспомогательного крейсера Atlantis. Perla шла медленнее всех - 80 дней, и в Бордо она прибыла только 20 мая. Остальные субмарины дошли до точки заправки в Атлантике, обогнув при этом мыс Доброй Надежды и повторив в обратном направлении и плавание 1934 года.16-17 апреля субмарины принимали топливо с немецкого танкера снабжения Nordmark.Субмарины следовали во французский порт Бордо, где базировалась действовавшая в Атлантике группа итальянских субмарин. И если Perla пришла туда последней, то быстрее всех оказалась субмарина Guglielmotti, прошедшая маршрут за 64 дня - в Бордо она прибыла 7 мая, и это несмотря на то, что вышла из Мас-сауа позже всех, поскольку её командир Спагоне руководил переходом. Кстати, за проведение этой операции он получил «Военный орден Савойи».


вернуться

СТАТЬИ

Показать все статьи

ФОТОГАЛЕРЕЯ



 
 
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
© 2010 Танковедия.ру - большая энциклопедия танков.
Танки всех стран мира. Танки периода первой, второй мировых войн, современные танки.
Яндекс цитирования