Все танки мира Первые танки      Межвоенный период      Танки второй мировой      Современные танки
Домой   Карта сайта   Контакты
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
СССР Германия США Англия Россия Украина Франция Япония Израиль Корея
 
 
Танковедия - большая энциклопедия танков. Все танки мира, танки всех стран мира.

Конструктор дизельных двигателей Константин Челпан


Конструктор дизельных двигателей, руководитель коллектива по созданию танкового двигателя В-2, главный конструктор по машиностроению К.Ф. Челпан был одним из тек, кто все свои силы о талант отдал советской власти, но ею же был и погублен.Константин Федорович Челпан родился 24 мая 1899 года в селе Чердакли Мариупольского уезда, ныне - село Кременевка Володарского района Донецкой области (Украина), в греческой семье. Его отец был раскулачен, выслан, а впоследствии расстрелян.Тем не менее Константину удалось поступить в Харьковский технологический (позже политехнический) институт, на отделение двигателей внутреннего сгорания. Блестяще закончив вуз в 1924 году, Челпан получил направление на Харьковский паровозостроительный завод. Работал конструктором, начальником дизельного отдела, главным конструктором, начальником конструкторского бюро.

В 1928 году возглавил конструкторские работы по созданию дизель-мотора В-2.В конце 1920-х годов К. Ф. Челпан был направлен на стажировку на лучшие дизельные предприятия, в научные учреждения Германии, Швейцарии, Англии. Параллельно он изучал английский и немецкий языки. Харьковское конструкторское бюро, начальником которого был К. Ф. Челпан, стало средоточием лучших научных кадров и центром дизелестро-ения СССР. В 1931 году Челпан провел в Харькове научную конференцию по дизелестроению. В 1935 году вышло постановление ЦИК СССР:«.. .за создание мощных современных конструкций машин наградить высшей наградой - орденом Ленина с присвоением звания Главного конструктора Чел-пана Константина Федоровича». Также были награждены директор завода И. П. Бондаренко и другие сотрудники КБ Челпана. Правительство приняло решение о строительстве новых специальных цехов по выпуску танковых дизелей.

К тому времени К. Ф. Челпан собрал вокруг себя прекрасный коллектив единомышленников. Все они были арестованы вместе со своим руководителем в 1937 году по сфабрикованному органами НКВД делу как участники якобы существовавшего на Харьковском паровозостроительном заводе антисоветского вредительского заговора. Но главное, что было поставлено в вину К. Ф. Челпану, - это участие в якобы существовавшей греческой националистической контрреволюционной организации, а проще говоря - греческое происхождение.16 декабря 1937 года К. Ф. Челпан «как классово чуждый элемент, систематически срывавший правительственные задания по поставке дизель-мотора в стране на заводе № 183» был исключен из рядов ВКП(б). Подвергшись жесточайшим пыткам, Константин Федорович подписал бумагу о своей «шпионской» деятельности. 10 марта 1938 года конструктор был расстрелян в Харьковской тюрьме.6 августа 1956 года Военная коллегия Верховного суда СССР полностью реабилитировала К. Ф. Челпана.


вернуться

СТАТЬИ

Показать все статьи

ФОТОГАЛЕРЕЯ



 
 
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
© 2010 Танковедия.ру - большая энциклопедия танков.
Танки всех стран мира. Танки периода первой, второй мировых войн, современные танки.
Яндекс цитирования