Все танки мира Первые танки      Межвоенный период      Танки второй мировой      Современные танки
Домой   Карта сайта   Контакты
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
СССР Германия США Англия Россия Украина Франция Япония Израиль Корея
 
 
Танковедия - большая энциклопедия танков. Все танки мира, танки всех стран мира.

Крейсер "Коминтерн"



В годы Великой Отечественной войны в составе советского военно-морского флота воевало немало кораблей-ветеранов, доставшихся советскому ВМФ от царского режима. В этом номере мы решили рассказать о крейсере «Коминтерн»  одном из старейших боевых кораблей, которые участвовали в Великой Отечественной войне.Крейсер «Коминтерн» к началу Великой Отечественной войны был ветераном Черноморского флота. Его заложили в 1901 г., а вступил он в строй в 1905-м. Этот корабль относился к крупнейшей серии крейсеров Российского императорского флота  «Богатырь», «Олег», «Очаков» и «Кагул».
Первоначально его назвали «Ка-гул», но в 1907 г. переименовали в «Память Меркурия». Под этим именем крейсер принимал участие в Первоймировой войне. В 1916 г. корабль поставили в ремонт, где его и застала революция и Гражданская война. В ходе последней интервенты подорвали на «Памяти Меркурия» машины и вывели из строя артиллерию. В начале 20-х гг. он был восстановлен и переименован в «Коминтерн». Крейсер в течение 20-х гг. был флагманом МСЧМ. Перед началом Великой Отечественной войны корабль прошёл ремонт и модернизацию. Но он по-прежнему использовал в качестве топлива уголь. Официально «Коминтерн» числился учебным кораблём, но в документах его часто упоминают как учебный крейсер и минный заградитель. Командовал кораблём капитан 2 ранга И.А.Заруба. 23 июня крейсер включили в состав эскадры, и он вместе с другими кораблями эскадры использовался для постановки оборонительных минных заграждений. 23, 26 и 27 июня 1941 г. он ставил мины у Севастополя.

За один раз он брал на борт 100-120 мин, его сопровождали эсминцы «Бойкий» и «Безупречный». До сих пор историками ведётся дискуссия о целесообразности их постановки  наш флот доминировал на Чёрном море, флоты союзников Германии не представляли серьёзной угрозы и не вели активных действий. Как отмечал начальник штаба Черноморского флотаИ.Д. Елисеев: «Следовало воздержаться от постановки мин, поскольку большой угрозы с моря не было, а постановка их принесла нам много горя. Основными потребителями моря были мы сами».В самом начале войны из моряков, служивших на крейсере, был сформирован отряд морской пехоты (100 человек), они прошли курс боевой подготовки и ушли добровольцами на сухопутный фронт.В начале июля 1941 г. «Коминтерн» пришёл в Одессу, где его передали в подчинение командиру Одесской ВМБ. Этот поход едва не стал для него последним  вечером 6 июля в районе Бельбека при контрольном бомбометании катером эскорта прямо по курсу крейсера была взорвана магнитная мина. Командующий ЧФ записал в своём дневнике: «Везёт старику! Если бы наскочил сам на магнитную мину, ему бы не устоять». 19 июля крейсер прикрывал прорыв кораблей Дунайской флотилии. 22 и 23 июля «Коминтерн» ставил минные заграждения у Одессы.

Летом 1941 г. успешно развивалось немецкое наступление, и в начале августа немецкие части вышли к окраинам Одессы. 5 августа из Ставки был получен приказ: «Одессу не сдавать и оборонять до последней возможности, привлекая к делу Черноморский флот». Началась 73-дневная оборона. 6 августа по приказу наркома ВМФ №00241 был сформирован отряд кораблей Северо-за-падного района. В него, помимо «Коминтерна», вошли эскадренные миноносцы «Шаумян» и «Незаможник», дивизион КЛ, минный заградитель «Лукомский», 5-й дивизион ТЩ, 2-я бригада TKA, отряд СКА и 4 болиндера. Он подчинялся командиру Одесской ВМБ и предназначался для защиты Одессы с моря. Корабли действовали вместе с частями Приморской армии, прикрывали огнём наши позиции, вели контрбатарейную борьбу.
Тем временем налёты авиации противника на город и порт стали ежедневными. 18 августа в гавани Одессы восемь Ju-87 атаковали «Коминтерн». По ним был открыт огонь, прямых попаданий в корабль не было, но в причал, у которого стоял крейсер, попала одна бомба. Корпус был повреждён осколками (около 70 пробоин в правом борту), возник пожар, погибло шесть, ранено 46 моряков. Экипаж быстро потушил огонь и приступил к исправлению повреждения. Рабочие одесских заводов помогли «подлатать» корпус. Немецкая авиация ежедневно бомбила корабли, атаковала конвои и выставляла мины на подходах к Одессе. С 26 августа немецкая осадная артиллерия начала ежедневные обстрелы города и порта.Корабли Черноморского флота внесли значительный вклад в оборону города, они ежедневно поддерживали действия войск. Например, 31 августа крейсеры «Коминтерн», «Червона Украина», эсминцы «Незаможник», «Дзержинский», «Шаумян», «Фрунзе», канлодки «Красная Армения» и «Красная Грузия» вели огонь по немецким позициям в восточном секторе обороны. 3 и 4 сентября крейсер обстреливал немецкие позиции вместе с канонерской лодкой «Красная Армения» и сторожевым кораблём «Кубань». К этому времени на «Коминтерне» были расстреляны стволы пяти 130-мм орудий, им срочно требовалась замена. Вечером 7 сентября «Коминтерн» ушёл в Севастополь. Здесь на нём провели работы по ремонту и перевооружению  были заменены стволы 130-мм орудий и усилено зенитное вооружение.

29 сентября «Коминтерн» вышел в Новороссийск за новым конвоем. Вечером 4 октября крейсер привёл в Севастополь транспорты «Березина», «Профинтерн» и «Чапаев».7 октября «Коминтерн» пришёл в Одессу. На борт корабля погрузили 1455 солдат, 250 т грузов, семь машин и 23 повозки. Вечером он навсегда покинул Одессу. Начиналась эвакуация войск, и вскоре город был оставлен.20 октября крейсер привёл в Новороссийск транспорты «Чапаев» и «Березина». 25 октября он прибыл в Поти, где должен был пройти планово-предупредительный ремонт. 4 ноября командиром крейсера был назначен капитан 1 ранга А.А. Барбарин, его прежний командир принял крейсер «Червона Украина».

В конце октября немцы прорвали оборону Приморской армии на Ишуньских позициях и ворвались в Крым. В это время возникла угроза захвата Севастополя и командование ЧФ начало перебазирование основных сил флота на Кавказ. 30 октября началась 250-дневная оборона Главной базы Черноморского флота. 4 ноября приказом Ставки был создан Севастопольский оборонительный район (СОР).
7 ноября, не закончив ремонтных работ, «Коминтерн» вышел с грузом боеприпасов в Севастополь. При стоянке в севастопольской бухте зенитчики крейсера отражали налёты авиации. На корабль были погружены эвакуируемые (более 3000 человек), и вечером 10 ноября он ушёл на Большую землю. Ситуация продолжала ухудшаться, и 20 ноября крейсер вновь отправился в Севастополь с грузом боеприпасов для СОР. Утром 22 ноября он прибыл в крепость. Вечером 23 ноября, приняв на борт 500 эвакуируемых, 160 раненых и 300 т флотского боезапаса, «Коминтерн» отправился в обратный путь на Кавказ.

Попытка немцев взять Севастополь с ходу провалилась, и они начали собирать силы для нового броска на город. Зимний штурм Севастополя начался 17 декабря 1941 г. Немцы вели наступление на всех участках, ожесточённые бои развернулись в районе станции Мекензи-евы горы. Необходимо было срочно доставить пополнение защитникам Севастополя, пополнить запасы мин, снарядов и патронов. На «Коминтерне», которым теперь командовал капитан 3 ранга Ф.В. Жиров, полным ходом шла погрузка. Утром 24 декабря крейсер, в сопровождении эсминца «Железняков», доставил в крепость 1850 бойцов маршевых рот и 70 т боеприпасов. Вечером, приняв на борт 265 раненых, он ушёл на Кавказ в сопровождении «Бойкого». Утром 26 декабря он прибыл в Туапсе, и командование задействовало его в «каботажных» перевозках у берегов Кавказа при подготовке Керченско-Феодосийской десантной операции. В ней принял участие моторный баркас крейсера.


Утром 2 января 1942 г. «Коминтерн» пришёл в освобождённую Феодосию со вторым эшелоном десанта  он доставил 1200 солдат и 300 т боеприпасов. Быстро разгрузился и ещё до рассвета покинул порт. 8 января он вновь доставил пополнение в Феодосию. На его борту размещалось 1200 бойцов и 200 т боеприпасов. На корабль погрузили 350 раненых, и он ушёл на Большую землю. Вечером 15 января корабль вновь прибыл в Феодосию. Он доставил 1100 солдат, 100 т боеприпасов и 400 т продовольствия. На Кавказ «Коминтерн» вывез 650 раненых. Части Крымского фронта успешно развивали наступление и освободили Керченский полуостров.Во второй половине января «Коминтерн» вернулся на коммуникации Кавказ  Севастополь. Утром 24 января он пришёл в Главную базу с маршевыми ротами (600 человек), грузом санитарного имущества и боеприпасами (132 т авиабомб и реактивных снарядов). После окончания разгрузки и во время погрузки он вёл огонь по немецким позициям. Вечером 25 января корабль ушёл на Большую землю. Постоянные рейсы крейсера в сложных погодных условиях привели к тому, что кораблю вновь потребовался ремонт. Его «Коминтерн» прошёл в Поти, получив к тому же камуфляжную окраску.

11 февраля крейсер вышел из Поти. На нём находилось 1034 бойца и 200 т боезапаса. В 16.00 12 февраля комендорами корабля была расстреляна плавающая мина. В осаждённую базу Черноморского флота крейсер пришёл утром 13 января. После разгрузки он вёл огонь
по немецким позициям. Вечером 15 февраля он покинул Севастополь со 150 т практического боезапаса. В 03.47 24 февраля «Коминтерн» вновь в Севастополе. В этом походе он сопровождал транспорт «Абхазия». После разгрузки боезапаса на корабль был погружён полный запас угля и в 00.05 25 февраля он покинул порт. В 04.20 6 марта в Главную базу пришёл транспорт «Белосток» в сопровождении «Коминтерна». Корабли доставили 233 бойца маршевых рот, шесть 76-мм орудий, 117 т флотского боезапаса, 100 т авиабомб, 300 ящиков реактивных снарядов, 18 автомобилей ГАЗ-АА, две походные кухни и 240 т продовольствия. В этот день на крейсере отмечали 20-ю годовщину подъёма флага. Экипажу было зачитано приветствие Военного совета Черноморского флота. В 20.58 8 марта крепость покинул отряд кораблей в составе  транспорт «Красная Кубань», крейсер «Коминтерн» и эсминец «Сообразительный». На Кавказ ими было вывезено 434 человека, 130 т боезапаса, 125 т гильз и 50 т грузов. 9 марта отряд атаковали три вражеских торпедоносца, но их атака была успешно отражена. Это был последний поход крейсера в Севастополь. За январь-март 1942 г. «Коминтерн» доставил в город 3776 бойцов пополнения и 1200 т боеприпасов, вывез на Большую землю около 4000 эвакуированных, 675 раненых и 605 т боеприпасов.

Во второй половине марта «Коминтерн» вновь поставили на планово-предупредительный ремонт. Механизмы старого крейсера требовали частого ремонта, постоянные походы приводили к их износу  котлы перерасходовали моторесурс в три раза, три из шести динамомашин требовали ремонта. Его средства ПВО не могли отразить атаки немецких торпедоносцев, необходимо было срочно их усилить, но у командования ЧФ не было резервов. После окончания самых необходимых работ командование вновь использовало корабль для «каботажных» рейсов вдоль берегов Кавказа.Он совершил несколько походов в Туапсе и Новороссийск с маршевыми ротами и различными грузами. 19 апреля корабль получил повреждения во время массированного налёта противника на новороссийский порт. Прямых попаданий удалось избежать, но от близких разрывов семи бомб крейсер получил значительные повреждения. На нём вышли из строя 76,2-мм орудия, два пулемёта, антенна радиопередатчика и приёмная антенна. В правом борту насчитали 31 пробоину, 17 пробоин от близких разрывов в надстройках и дымовых трубах. «Коминтерн»вновь поставили на ремонт в Батуми, куда корабль пришёл 22 апреля. На этот раз исправление повреждений, ремонтные работы по корпусу и механизмам совместили с усилением зенитного вооружения  на крейсер установили три 45-мм, два 25-мм орудия и три зенитных пулемёта. После окончания ремонта командование решило ещё раз послать его в Севастополь. Немцы начали штурм города, и защитники испытывали острый недостаток боеприпасов. На корабль погрузили боезапас и пополнение, и 19 июня он вышел в поход. Но утром 20 июня он получил приказ возвращаться в Новороссийск. Немецкие части уже вышли к берегу Северной бухты, их авиация господствовала в воздухе, и командование флота решило не рисковать старым кораблём со слабым зенитным вооружением. Командующий ЧФ записал в дневнике: «20 июня. 04.45. Крейсер «Коминтерн» шёл в Севастополь. Приказал вернуться: нельзя, утопят». Боеприпасы и пополнение в Севастополь теперь доставляли лидер «Ташкент», эсминцы и подлодки.

2 июля крейсер пострадал во время массированного налёта на Новороссийск. В нём принимали участие 64 бомбардировщика и 13 истребителей противника. В ходе этой воздушной атаки немцами были потоплены лидер «Ташкент» и эсминец «Бдительный», а ряд кораблей получили повреждения. В «Коминтерн» попала одна бомба, причинившая большие разрушения. От близких разрывов возник пожар на полубаке, но его удалось быстро потушить. Было убито и ранено 63 моряка крейсера. Вечером 2 июля корабль, в сопровождении трёх сторожевых катеров, ушёл в Поти для исправления повреждений. Но и здесь активно действовала авиация противника. Во время налёта 16 июля в вентиляторную трубу корабля попала бомба, пробила дно, но не взорвалась. Через пробоину вода стала затапливать второе котельное отделение. Пять часов моряки боролись за живучесть, им удалось прекратить поступление воды. На корабле побывала комиссия и осмотрела повреждения. На этот раз устаревший и изношенный крейсер решили не восстанавливать, разоружить и использовать в качестве волнолома.

Однако «Коминтерну» пришлось совершить ещё один поход. После падения Севастополя немцы стремились захватить Кавказ. 17 августа, завершив исправление повреждений, крейсер вышел в «каботажный» рейс. 18 августа «Коминтерн» доставил 500 человек маршевых рот и боезапас из Поти в Туапсе, отразив на переходе несколько авиационных атак противника. На переходекорабль, шедший со скоростью 8 уз, сопровождали базовый тральщик «Защитник» и два сторожевых катера. После выгрузки началось разоружение корабля. С него сняли все орудия и боезапас. 184 моряка ушли в морскую пехоту. На старый крейсер погрузили 500 человек и 100 т грузов. 19 августа он пришёл в Поти в сопровождении базового тральщика «Щит» и двух сторожевых катеров. Ещё 150 человек из его команды ушли в морскую пехоту, остальные моряки были распределены на другие корабли ЧФ. 10 октября 1942 г. «Коминтерн» вышел из Поти на буксире в свой последний поход. Его затопили в качестве волнолома вместе с корпусами транспортов «Балаклава», «Камышин» и «Лепсе» в 500 м от берега в устье реки Хоби. Из экипажа сформировали отдельный артиллерийский дивизион. В береговую оборону Туапсе вошли батареи из орудий крейсера — 167, 173, 742, 743, 746, 747, 770. Они приняли активное участие в отражении немецкого наступления на Туапсе, в Кер-ченско-Эльтигенской десантной операции.

После окончания войны крейсер не стали поднимать, и его остатки до сих пор находятся в устье Хоби.За годы войны «Коминтерн» совершил 74 боевых похода, прошёл 16000 миль, перевёз 18612 человек и 6790 т различных грузов, конвоировал 20 судов, выставил 800 мин. Корабль-ветеран служил Родине 38 лет, но и после списания он продолжал защищать интересы страны. Историк флота P.M. Мельников написал: «Он был посажен на грунт, чтобы в качестве волнолома служить соединениям базировавшихся здесь и продолжавших войну советских лёгких кораблей. Здесь он остаётся и до настояшего воемени. став своеобоазным памятником».



вернуться

СТАТЬИ

Показать все статьи

ФОТОГАЛЕРЕЯ



 
 
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
© 2010 Танковедия.ру - большая энциклопедия танков.
Танки всех стран мира. Танки периода первой, второй мировых войн, современные танки.
Яндекс цитирования