Все танки мира Первые танки      Межвоенный период      Танки второй мировой      Современные танки
Домой   Карта сайта   Контакты
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
СССР Германия США Англия Россия Украина Франция Япония Израиль Корея
 
 
Танковедия - большая энциклопедия танков. Все танки мира, танки всех стран мира.

Ладожская военная флотилия


8 годы Великой Отечественной войны ожесточённые бои с врагом шли не только на морях, но и на реках и на озёрах. Моряки озёрных и речных флотилий прошли через тяжелейшие испытания и своим ратным трудом внесли значительный вклад в разгром Германии. Наиболее известны операции Ладожской военной флотилии. Главной из них по праву считается защита «Дороги жизни», которая обеспечивала непрерывную доставку продовольствия и других жизненно важных грузов в блокированный Ленинград. Наш автор рассказывает о действиях самых крупных кораблей Ладожской флотилии  канонерских лодок типа «Амгунь», прозванных моряками «ладожскими линкорами».

Из шаланд в канонерки

До начала 40-х гг. прошлого века в Советском Союзе канонерские лодки не строились, поскольку они не вписывались в оборонительную концепцию первой страны «рабочих и крестьян». ВМФ СССР готовился к боям с западными странами, и потому основное внимание уделялось строительству подлодок и эсминцев. В результате, к началу Великой Отечественной войны в состав Балтийского флота входила лишь одна канонерская лодка — «Красное знамя», которая вошла в состав российского флота аж в 1897 г. С учётом опыта Финской войны ещё в 1939 г. было начато срочное переоборудование большого количества мобилизованных гражданских судов в канонерские лодки, сторожевые корабли и тральщики. Во время «Зимней войны» на Ладожском озере была создана военная флотилия, корабли которой успели принять участие в боях с белофиннами. После окончания конфликта её расформировали, т.к. вся территория озера по мирному договору досталась СССР. После начала Великой Отечественной войны на Ладожском озере вновь была сформирована военная флотилия. В её состав вошли: два сторожевых корабля, два дивизиона канонерских лодок, дивизион тральщиков, дивизион ка-теров-тральщиков, дивизион сторожевых катеров, группа кораблей специального назначения, отряд транспортов и суда Северо-Западного речного пароходства.

Основу боевой мощи Ладожской флотилии составляли канонерские лодки. В состав первого дивизиона канло-док входили «Бира», «Нора» и «Селемджа», во втором находились «Бурея», «Шексна» и «Лахта». Четыре из них изначально были грунтоотвозными шаландами типа «Амгунь», которые построили в Германии по заказу Балт-техфлота перед самым началом войны. Летом 1941 г. они должны были перейти по Северному морскому пути на Тихий океан, поскольку предназначались для работ на реке Амур и в Амурском заливе. Война спутала эти планы — все они были мобилизованы, вооружены и вошли в состав ВМФ. «Нора» и «Бурея» переоборудовались на Балтийском заводе и получили по 4x76,2-мм и 4x45-мм орудия, 3x12,7-мм пулемёта каждая. «Селемджа» была переоборудована на Адмиралтейском заводе, на «Бире» работы вёл Кронштадтский морской завод. Они получили по 2x100-мм, 4х45-мм и ЗхЗб-мм орудия каждая. Со всех «грязнух» демонтировали фок — мачту. На палубе трюма были установлены орудия главного калибра, в самом трюме оборудовали погреб боезапаса и жилые помещения для моряков. На баке и юте разместили зенитные орудия и пулемёты. На крыше рубки был установлен дальномер. Канлодки получили противопульное бронирование (10 мм) и обмотку ЛФТИ для защиты от магнитных мин. Экипажи шаланд были сохранены, их только дополнили военными моряками. На мостики пришли командиры — на «Нору» назначили капитана 3 ранга П.И. Турыгина, на «Биру»  капитана 3 ранга А.И. Дудника, на «Селемджу» — капитана 3 ранга М.И. Антонова. Вот какие впечатления одна из канлодок вызвала у своего командира капитана 2 ранга Н.Ю. Озаровского: «Нужно сознаться, внешность «Бурей» не очаровывала с первого взгляда. Её приземистый корпус с широким полубаком и таким же полуютом не создавал того впечатления стремительности и динамичности, которое больше всего ценят в облике боевого корабля. Зато её вид говорил о прочности, основательности и надёжности». Работы на всех шаландах были завершены в середине июля 1941 г. и вскоре канонерские лодки приняли боевое крещение.

Первые бои

После окончания переоборудования на кораблях были подняты военно-морские флаги. Четыре бывших шаланды («Бурея», «Бира», «Нора» и «Селемджа») были включены в состав Ладожской флотилии. По Неве они перешли на озеро и составили ядро вновь образовываемой военной флотилии. Первой боевой операцией канлодок стала высадка десантов на острова Мантиса-ри и Лункуланнин в конце июля. В ней «Бира» получила повреждения. В августе они обеспечивали эвакуацию бойцов 23-й армии, которых финские войска прижали к берегу озера. «Селемджу» командование флотилии направило поддерживать огнём наши войска, действовавшие у Мги, Ивановских порогов и Шлиссельбурга. Эта мера оказалась крайне своевременной, так как 30 августа немецкие части вышли к Ивановским порогам, а 8 сентября захватили Шлиссельбург. Таким образом, Ленинград был полностью окружён, и единственной коммуникацией, связывавшей город с Большой землёй, стало Ладожское озеро. Вскоре в городе сложилась тяжёлая обстановка с продовольствием и топливом, жителям не хватало самого необходимого, а ещё надо было готовить город к зиме.

В начале сентября 1941 г. по озеру организовывается перевозка продовольствия, топлива и боеприпасов в блокированный город. Этим перевозкам активно противодействовала немецкая авиация, которая начала бомбить корабли и порты. 6 сентября во время налёта
на Осиновец была повреждена «Бира». Вскоре по Ладоге было организовано движение конвоев: канлодки сопровождали транспорты или буксиры, которые тянули несколько барж с грузами. 25 октября прошёл первый конвой. «Нора» и «Бурея» сопровождали транспорт «Совет», доставивший с Большой земли 1070 бойцов 191-й стрелковой дивизии. Как правило, и сами бывшие «грязнухи» не ходили без грузов. На них размещали по 300 человек или особо важные грузы. На Большую землю караваны вывозили раненых и эвакуируемых. За осеннюю навигацию было перевезено 60 тыс. т грузов и 33,5 тыс. человек. В конце ноября навигация на Ладоге закончилась, озеро покрылось льдом и корабли зазимовали в бухтах Морье и Гольсмана. Их окрасили в белый цвет, на льду разместили дозоры и посты ПВО, снабжение морякам доставлялось с берега. В кубриках канло-док установили печки-времянки, обогревавшие только жилые помещения. Команды несли патрульную службу и занимались ремонтом кораблей. Зимой на озере действовала ледовая автотрасса.

Трудные навигации

Немецкое командование решило заморить жителей и защитников Ленинграда голодом, а для этого необходимо было прекратить все перевозки по Ладожскому озеру. Ещё в 1941 г. началось создание финской флотилии, но она не предпринимала активных действий. Немцы решили помочь союзникам и весной 1942 г. организовали переправку на Ладогу катерных тральщиков, десантных барж и катеров. Помогли союзникам и итальянцы, переправившие на озеро четыре торпедных катера. Весной активизировала свои действия и немецкая авиация, ставшая регулярно бомбить порты и караваны. Подготовились к новой навигации и советские моряки: корабли были отремонтированы, построены многочисленные тендеры и расширены причалы портов, была продумана система мер по защите перевозок. Навигация 1942 г. началась только 21 мая 1942 г. по малой трассе — между портами Кобона и Осиновец (протяжённостью 13 миль). 28 мая пошли караваны по большой трассе, связывавшей Новую Ладогу и Осиновец (протяжённостью 57 миль). По первой ходили катера, тендеры и буксиры с речными баржами. По большой трассе передвигались караваны из транспортов и нескольких озёрных барж под охраной канлодок. Как правило, по ней караван шёл около суток, и морякам «ладожских линкоров» приходилось защищать его от возможного нападения с воздуха и воды. 28 мая 1942 г. немецкая авиация осуществила массированные налёты на порты Кобона и Осиновец. От бомб пострадали грузы и причалы, повреждения получили «Нора» и «Бурея». В критической ситуации оказалась «Бира». В неё попала авиабомба, пострадал корпус и ходовая рубка, начался пожар и лодка села на грунт. Погибло 14, было ранено 37 моряков. Немедленно началась спасательная операция, которая продолжалась больше суток. «Биру» удалось спасти, но на её восстановление ушло несколько месяцев.

Остальные канлодки продолжали водить конвои по большой трассе. Им приходилось отражать атаки авиации противника, буксировать баржи, искать пропавшие тендеры и т.д. Каких только грузов не перевезли они за это время! Вся страна помогала жителям и защитникам осаждённого города — со всех концов СССР присылали самое разнообразное продовольствие, подарки и письма. А ещё мешки с мукой, продовольствие, топливо и боеприпасы. Но самым ценным «грузом» были эвакуируемые ленинградцы, которые пережили ужасы первой блокадной зимы. Например, за навигацию 1942 г. «Селемджа» перевезла 2890 т продовольствия и 581 т других грузов, провела 69 караванов и буксировала 19 барж. С 25 августа по 8 сентября канонерские лодки поддерживали огнём 8-ю армию. Ими было проведено 49 стрельб. На них совершала налёты авиация противника, на канлодках имелись раненые, но они продолжали обстреливать немецкие позиции. Был потоплен СКР «Пурга», но все канонерки уцелели. Несколько раз караванам приходилось сталкиваться с торпедными катерами, но их атаки удавалось успешно отражать. 22 октября «Бира», «Нора» и «Селемджа» приняли участие в отражении нападения немецкой флотилии на остров Сухо. Этот небольшой остров, оборудованный маяком и батареей, прикрывал большую трассу от нападения противника. В тот день гарнизону острова удалось предотвратить высадку десанта, а авиация и подошедшие корабли флотилии разгромили немецкую десантную флотилию. После этого корабли противника на озере активных действий не предпринимали.

В конце навигации 1942 г. погодные условия на Ладоге усложнились, и основная тяжесть перевозок легла непосредственно на канлодки. Из-за частых штормов канонеркам приходилось выполнять функции буксиров. При этом на борт канонерки брали грузы (около 400 т) или по 10ОО — 1200 человек. Последние походы проходили во льдах, и в конце ноября навигация была закончена. За время неё по Ладоге было перевезено 1.080.000 т грузов (790 тыс.т в Ленинград и 290 тыс. т эвакогрузы) и 830 тыс. человек (540 тыс. человек раненых и эвакуируемых и 290 тыс. человек пополнения). Это позволило городу подготовиться ко второй блокадной зиме и начать подготовку к прорыву блокады. Но на этом навигация для канлодок ещё не закончилась. Корабли флотилии (канонерские лодки, транспорты «Шексна», «Висланди» и «Чапаев», два буксира и четыре баржи) были задействованы в воинских перевозках при подготовке операции «Искра» (прорыв блокады Ленинграда). С 13 декабря 1942 г. по 8 января 1943 г. они провели 25 караванов и перевезли 35 тыс. человек воинского пополнения, 1 тыс. человек для КБФ и 1343 т воинских грузов. Эти перевозки помогли войскам Ленинградского и Волховского фронтов прорвать блокаду Ленинграда. Лишь 13 января навигация была закончена и корабли встали на зимовку. Им предстоял ремонт и перевооружение: на «Биру» установили ещё одно 100-мм орудие и добавили два 37-мм автомата, на «Селемд-же» 100-мм орудия заменили на 130-мм и добавили два 37-мм автомата и три 12,7-мм пулемёта, на «Норе» и «Бурее» 76,2-мм орудия заменили на два 130-мм, ПВО «Норы» усилили два 37-мм автомата, а на «Бурею» установили целых четыре 37-мм автомата, при сохранении два 45-мм орудий.

Навигация 1943 г. началась 28 марта 1943 г. по малой трассе, но проходила она в сложных условиях. Канлод-кам и кораблям приходилось пробиваться сквозь сплошные ледяные поля. Лишь 22 апреля было открыто движение караванов по большой трассе. Буксиры и большие баржи по-прежнему сопровождали канонерки, которые в зимний период были перевооружены и полностью отремонтированы. Их свели в отдельный отряд, в который вошли «Бурея», «Бира», «Селемджа», «Нора», «Лахта» и «Конструктор». Их основной задачей стало обеспечение перевозок по Ладожскому озеру. В этом году наибольшее противодействие оказывала немецкая авиация, но потерь удавалось избежать. Принимали участие канонерки и в воинских перевозках. В конце июля перевезли 86-ю стрелковую дивизию и 76-ю морскую стрелковую бригаду. За пять дней ими без потерь было перевезено 8000 бойцов и командиров, более 100 орудий, 156 автомашин, 928 лошадей, 200 походных кухонь. 8 сентября «Нора» и «Селемджа» поддерживали огнём части 23-й армии. Всего, за навигацию 1943 г., завершившуюся 3 января 1944 г., было перевезено в Ленинград 557 тыс. т грузов, 856 тыс. кубометров леса (дров и древесины) и 162 тыс. человек. За зиму все корабли флотилии вновь прошли ремонт, на некоторых кораблях было усилено зенитное вооружение.

В последних походах

27 января 1944 г. блокада Ленинграда была прорвана, но Ладожское озеро сохранило своё значение как транспортная коммуникация, поскольку вся береговая инфраструктура была разрушена. Корабли продолжали перевозить грузы для города. Канонерские лодки привлекались к разнообразным боевым операциям. Например, 10 июня «Нора», «Бурея» и «Селемджа» поддерживали огнём наступление частей 23-й армии. За этот день они выпустили по врагу 447 снарядов главного калибра. 22 — 27 июня «ладожские линкоры» участвовали в Ту-локсинской десантной операции. Канлодки прикрывали высадочные средства от авиации противника, поддерживали действия десантников огнём, отражали контратаки противника, в сложных погодных условиях обеспечивали доставку грузов и пополнения. С канонерок пришлось снять даже часть боезапаса и передать его десантникам, так как доставка боеприпасов задерживалась из-за плохой погоды. Командный пункт командующего флотилией B.C. Черокова был развёрнут на «Бире». Эта операция завершилась разгромом финских войск и захватом города Видлица. После её завершения, «Нора», «Бира», «Бурея», «Селемджа», два бронекатера и четыре морских охотника сопровождали наступавшие войска и поддерживали их огнём. Боевые действия на Ладожском озере завершились, и вскоре Финляндия вышла из войны. 2 июля 1944 г. за вклад в разгром Германии Ладожская военная флотилия была награждена орденом Красного Знамени.

4 ноября 1944 г. флотилия была расформирована и её корабли были переданы КБФ. Ещё до этого канлодки перешли по Неве в Финский залив, чтобы принять самое активное участие в боевых действиях на Балтике. «Линкоры Ладоги» вошли в состав Бригады шхерных кораблей и успели принять участие в операции по освобождению Моонзундских островов в ноябре 1944 г. Действовали они вместе с однотипными канонерками «Волга» и «Зея». Канонерские лодки вели огонь по заказам наших войск, обстреливали немецкие позиции, поддерживали действия лёгких сил КБФ и вступали в настоящие сражения с немецкими кораблями и катерами. После освобождения островов они не принимали активного участия в боевых действиях и занимались воинскими перевозками. После окончания войны канлодки разоружили и передали Балттехфлоту. Их списали только в 60-70-х гг. прошлого века.

В память об их роли в снабжении осаждённого Ленинграда в музее «Дорога жизни», расположенном на берегу Ладожского озера в посёлке Осиновец, была установлена мачта с канонерской лодки «Бира». Рядом с ней лежат якоря, кнехты и буквы названия с канлодки «Селемджа». Вот какую оценку им дал командующий Ладожской флотилией вице-адмирал B.C. Чероков: «В начале войны я, плававший раньше на боевых кораблях, с трудом скрывал своё критическое отношение к этим железным посудинам, на которых так неуместно торчали пушки. Но эти посудины плавали, везли на борту сотни тонн продовольствия для голодных ленинградцев, воевали. И здорово воевали... Сам внешний вид канлодок изменился. В общем, это стали настоящие корабли со своими боевыми традициями. Моряки по праву гордятся ими и пусть в шутку, но с любовью, величают “линкорами Ладоги”».






вернуться

СТАТЬИ

Показать все статьи

ФОТОГАЛЕРЕЯ



Тендерное сопровождение для поставщиков
 
 
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
© 2010 Танковедия.ру - большая энциклопедия танков.
Танки всех стран мира. Танки периода первой, второй мировых войн, современные танки.
Яндекс цитирования