Все танки мира Первые танки      Межвоенный период      Танки второй мировой      Современные танки
Домой   Карта сайта   Контакты
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
СССР Германия США Англия Россия Украина Франция Япония Израиль Корея
 
 
Танковедия - большая энциклопедия танков. Все танки мира, танки всех стран мира.

Начало советского танкостроения


История советских бронетанковых войск наминается о период Гражданской войны. 31 января 1918 года для «управления всеми броневыми частями Российской Советской Республики» был создан Совет броневых частей, получивший название «Цектроброньи Спусти полгода его преобразовали в Броневое управление, о затем -в отдел Главного военно-инженерного управления.Снабжение броневых сил Красной Армии боевой техникой (бронеавтомобилями, бронепоездами и танками) в начале 20-х годов XX века шло в двух направлениях. Во-первых, проводили ремонт и восстановление машин, оставшихся от Русской армии или захваченных у белогвардейцев и интервентов. Во-вторых, пытались организовать выпуск новой техники.

В результате к концу Гражданской войны в армии Советской республики было 105 бронепоездов, 52 автоброневых и 11 автотанковых отрядов.В послевоенные годы броневые силы претерпели существенные изменения, связанные в основном с сокращением численности и совершенствованием организационно-штатной структуры. На 1 марта 1926 года в Красной Армии насчитывалось 16 броневых частей, в том числе танковый полк и шесть автоброневых дивизионов, укомплектованных устаревшей техникой. В1928 году началось серийное производство бронеавтомобиля БА-27 и легкого танка МС-1, а в 1930-м - среднего танка Т-24, что позволило приступить к замене старой материальной части.В боях Гражданской войны принимали участие только танки иностранного производства. Именно они стали «школьной партой» танковых войск Советской республики и оказали некоторое влияние на отечественное танкостроение.В декабре 1918 года в Одессу прибыли транспорты с французскими и греческими войсками, в том числе 20 танков «Рено» FT17, часть из которых была захвачена Красной Армией. В марте 1919 года в Новороссийск была доставлена первая партия английских танков - шесть тяжелых Mk V и шесть легких Mk А. Вскоре в Екатеринодаре начала работу школа по подготовке танковых экипажей, из нее вышли 200 офицеров-танкистов. Всего же Вооруженные силы Юга России получили 73 танка Mk V, Mk А и FT17. Особенно кровопролитные бои с участием танков проходили в районе Царицына и на Каховском плацдарме. После бегства остатков белых армий красным достались богатые трофеи - 57 танков.В районе Архангельска действовал небольшой отряд английских танков - два MkV и три Mk В. Красные сумели захватить две машины. Небольшая группа английских танков - шесть MkV - наступала на Петроград с войсками генерала Юденича в 1919 году. Эти танки вместе с тремя доставленными из Финляндии французскими «Рено» FT17 принимали участие в боях под Гатчиной.

Семь танков «Рено» было захвачено Красной Армией в ходе советско-польской войны 1920 года. Наконец, в 1920 году амурские партизаны буквально выкрали у белых десять танков «Рено», доставленных во Владивосток американцами. Бронемашины были отремонтированы, вооружены и в 1921 году приняли участие в боях.Первые танковые отряды в Красной Армии начали формироваться в 1920 году в Екатеринодаре и Смоленске.Приказом Реввоенсовета от 28 мая 1920 года утвердили штат и табель танкового автоброневого отряда. Боевое крещение танковые отряды Красной Армии получили в боях с поляками. Затем они были отправлены на Южный фронт, но в боях с войсками Врангеля участия не принимали. В феврале 1921 года 2-й автотанковый отряд участвовал в установлениисоветской власти в Грузии. За мужество и отвагу, проявленные в боях за Тифлис, несколько командиров и красноармейцев отряда были награждены орденами Красного Знамени.После окончания Гражданской войны трофейные танки состояли на вооружении Красной Армии почти десять лет. Автотанковые отряды свели в Отдельную эскадру танков,Танк Т-24 во дворесостоявшую из тяжелых и легких флотилий танков. Все трофейные бронемашины были отнесены к трем основным типам:

-    тип «Б» (большой танк) - английский тяжелый танк MkV, или «Рикардо» по названию мотора;

-    тип «С» (средний танк) - английские танки Mk А («Уипетт») или Mk В («Тейлор»);

-    тип «М» (малый танк) - французские танки «Рено» FT17.

В соответствии с тогдашними взглядами на применение танков, Отдельная эскадра являлась средством усиления пехоты. Легкие флотилии предназначались для поддержки пехоты, а тяжелая - для усиления при прорыве укрепленных оборонительных полос.В1924 году на базе эскадры был сформирован танковый полк, состоявший из кадрового и учебного батальонов.Эта часть именовалась 3-м отдельным танковым полком.В1927 году танки подчинили артиллерии резерва Главного командования.К концу 1928 года в РККА оставалось 45 старых танков типа «Б», 12 типа «С» и 33 типа «М». В процессе службы машины неоднократно ремонтировались. На танках «Рено» FT17, например, в ходе ремонтов 37-мм пушки «Пюто» заменялись «Гочкис» того же калибра, а двигатели «Рено» - «Фиат».В 1930 году безнадежно устаревшие и предельно изношенные танки были переданы на складское хранение и в учебные заведения как наглядные пособия.В 1938 году несколько трофейных английских танков поступили в различные города для использования в качестве памятников Гражданской войны, а один из них - на НИИ БТ Полигон в Кубинке, где находится до сих пор, как и французский «Рено» FT17.

В июле 1929 года РВС СССР утвердил масштабную «Систему танково-тракторно-авто-броневооружения РККА». На вооружении Красной Армии было предусмотрено иметь боевые машины различных типов и предназначения: танкетки массой 3,3 т с одним пулеметом, легкие (малые) танки массой до 8 т, вооруженные 37-мм пушкой и двумя пулеметами, средние танки массой до 16 т с 45-мм пушкой и тремя пулеметами,большие (тяжелые) и мостовые танки, самоходные установки с 76-мм пушкой, зенитные пулеметные установки с четырехствольным пулеметом, а также тракторы и бронеавтомобили на базе серийных народнохозяйственных конструкций.Для реализации этих планов 3 ноября 1929 года было принято решение создать Управление механизации и моторизации (УММ) РККА. Первым начальником УММ стал крупный специалист по организации технического оснащения Красной Армии командарм 1-го ранга И. А. Халепский.Первый пятилетний план военного строительства, утвержденный РВС СССР 13 июня 1930 года, ставил следующие задачи: добиться превосходства над вероятным противником по решающим видам вооружения, в том числе и по танкам; вооружить армию новейшими образцами военной техники; создать новые технические рода войск; модернизировать устаревшую технику; обеспечить условия, чтобы личный состав армии овладел новой техникой и были подготовлены технические кадры. План этот начали претворять в жизнь невиданными темпами.


вернуться

СТАТЬИ

Показать все статьи

ФОТОГАЛЕРЕЯ



 
 
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
© 2010 Танковедия.ру - большая энциклопедия танков.
Танки всех стран мира. Танки периода первой, второй мировых войн, современные танки.
Яндекс цитирования