Все танки мира Первые танки      Межвоенный период      Танки второй мировой      Современные танки
Домой   Карта сайта   Контакты
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
СССР Германия США Англия Россия Украина Франция Япония Израиль Корея
 
 
Танковедия - большая энциклопедия танков. Все танки мира, танки всех стран мира.

Низкосилуэтные машины в боевых действиях




Военные эксперты расходятся в оценках возможностей боевого применения безбашенного танка. Однако многие ссылаются на положительный опыт использования подобных низкосилуэтных машин в танковых войсках фашисткой Германии в годы Второй мировой войны. В 1942 - 1943 гг. после тяжёлых боев на Восточном фронте немецкое командование решило провести модернизацию находившихся на вооружении лёгких танков таким образом, чтобы они были в состоянии противостоять советским тяжёлым и средним машинам.


Наиболее удачный вариант появился в результате реализации программы по созданию лёгкого истребителя танков, предназначенного для поддержки пехоты и действий в составе отдельных подразделений. По указанию главного инспектора бронетанковых войск генерал-полковника Г. Гудериана, ответственного за модернизацию бронетанковых частей, в марте 1943 г. началась разработка лёгкой самоходной артиллерийской установки на базе Pz.Kpfw 38 (t) - истребителя танков. Эта машина, полностью бронированная и вооружённая пушкой, была способна бороться с танками противника на дистанциях не менее 800 м. Её начали выпускать с апреля 1944 г. под названием Sd.Kfz.182 Jagdpanzer 38 (t) Hetzer (Хетцер - Егерь).Конструкция САУ оставалась традиционной. Малоразмерное боевое отделение машины, где размещалась пушка 7,5 cm Рак 39 L/48, было закрытым, имело крышу, броневые листы располагались наклонно. Она была способна поражать цели на дальности до 3500 м. До конца войны выпустили 2827 установок.

«Хетцер» удачно применялась в боях за Восточную Пруссию, в Померании и Силезии, а также во время Арденнского наступления немецкой армии. Благодаря рациональным углам наклона брони и низкому силуэту, эта маленькая боевая единица являлась отличным образцом оружия ближнего боя, способная сражаться из засад и быстро менять позицию. Но всё портило расположение самой пушки и её ограничение по углам наведения -всего 5° влево и 11° вправо. Она была несколько смещена в сторону от осевой линии рубки. Это привело к неудачному расположению членов экипажа. Конструкторы разобщили экипаж машины. Командир сидел особняком, что имело самые плачевные последствия; к тому же у него был весьма ограничен обзор спереди, а дым от пушки после выстрела прямо перед ним ещё больше ухудшал видимость; командирские перископы вообще отличались крайне плохим обзором. Однако в бою небольшая высота безбашенного корпуса выручала во многих сложных ситуациях.Боевой танк Strv-103 являлся безбашенной машиной с моторнотрансмиссионным отделением, расположенным спереди, и боевым - с пушкой и механизмом заряжания -в центре. Наведение на цель осуществлялось разворотом и наклоном всего корпуса. Экипаж состоял из трёх человек: командир занимал место справа от пушки, механик-водитель (он же наводчик) - слева, за ним - спиной к нему - радист. Помимо пушки, шведская машина вооружалась также двумя курсовыми пулемётами, размещёнными рядом друг с другом в спонсоне - бро-некоробе на левой надгусеничной полке.При испытаниях выяснилось, что машина будет беззащитна с кормовых и бортовых углов, и поэтому перед командирским люком поставили третий пулемёт с дистанционным управлением.Все пулемёты - 7,62-мм Ksp 58. На машинах первых серий стояли два пулемёта Ksp 58 и один -12,7-мм пулемёт М2НВ. Боекомплект трёх пулемётов - 2750 патронов.

Вести стрельбу как из пушки, так и из пулемётов могли командир и наводчик, его обязанности одновременно исполнял механик-водитель, используя прицелы-приборы наблюдения OPS-1 фирмы Junger с переменной кратностью увеличения -6-х, 10-х и 18-х. Позднее в прицел ввели лазерный дальномер LV300 с дальностью действия до 10 км. Кроме того, экипаж имел для наблюдения за местностью перископические приборы ОР-2: четыре из них находились у командира, два - у радиста и один - у наводчика.По бокам командирской башенки устанавливались две пусковые четырёхствольные установки «Лиран» для запуска осветительных ракет.Наводка пушки в цель по горизонтали осуществлялась обычным поворотом всего танка со скоростью 90 град./с, в вертикальной плоскости - перекачкой масла в гидромеханической подвеске от передних опорных катков к задним и наоборот. Важнейшим качеством танка являлась способность его бронекорпу-са (сварного, из катанной гомогенной стали), противостоять вражеским снарядам. Корпуса Strv-ЮЗ изготавливала шведская компания NOHAB (Nydqvist och Holm АВ), находившаяся в городе Трольхеттан и специализировавшаяся на производстве локомотивов и турбин для атомных электростанций (в 1920-х гг. именно эта компания выполняла заказ на 500 локомотивов для Советской России).

Лобовая броня в верхней части машины имела толщину 60 мм и наклон 78° к вертикали, в нижней части - 50 мм и наклон 72°. На тот период такое сочетание толщины и рационального угла наклона броневых листов считалось наиболее оптимальным. Остальные параметры бронекорпуса выглядели вполне обычно: верхняя часть борта корпуса - 50 мм/0° - 20 мм/670, нижняя -38 мм/0°, верх кормы - 20 мм/80°, низ - 30 мм/45°, днище - 15 мм, крыша корпуса - 25 мм.Главной особенностью танка был его низкий силуэт. На местности Strv-103 представлял собой малозаметную цель высотой всего 2140 мм (по крыше корпуса - 1900 мм). Для сравнения, высота М60 (США) составляла 3213 мм, Т-62 (СССР) -2395 мм, Chieftain Mk.1 (Великобритания) - 2640 мм, АМХ-30 (Франция) - 2290 мм. Очевидно, что шведский танк «карликом» не был, но он был существенно ниже всех серийно выпускавшихся танков.

Важной составляющей боевой гусеничной машины является её двигатель. В послевоенные годы у проектировщиков танков настала «мода» на дизели, которые в дальнейшем сменились многотопливными двигателями. Но и в этом вопросе шведы приняли для своего
S-танка нетрадиционное решение: на нём применили комбинированную силовую установку, состоящую из основного дизельного двигателя Rolls-Royce К60 мощностью 240 л.с. и вспомогательного газотурбинного двигателя (ГТД) Boeing 502-1 ОМА мощностью 490 л.с. ГТД был связан с дизелем механическим редуктором и подключался к нему лишь при движении машины в сложных условиях. Кроме того, он легко запускался даже при очень низких температурах и в зимние холода мог служить стартёром для дизеля - этот факт для северной Швеции немаловажный. Гидромеханическая трансмиссия позволяла как совместное, так и самостоятельное использование двигателей, что повышало живучесть силовой установки в боевых условиях.До появления Strv-103 комбинация из дизеля и газовой турбины в серийной технике встречалась только на военных катерах и кораблях. Там экономичный дизель использовался для увеличения радиуса действия судна, а компактная газовая турбина могла резко повышать мощность силовой установки на непродолжительные отрезки времени в критические моменты. Подобные же аргументы учитывали конструкторы S-танка.

В печати сообщалось, что после теоретических исследований было выбрано 12 вариантов силовых установок для детального изучения. Остановились на многотопливном оппозитном двухтактном 6-цилиндровом дизеле Rolls-Royce К60 с водяным охлаждением, который разрабатывался в Великобритании для армейских целей. На первых опытных образцах S-танка установили более старый 8-цилиндровый дизель Rolls-Royce В.81 мощностью 230 л.с. с вертикальным оппозитным расположением цилиндров. Однако, когда переговоры о покупке серии дизелей были успешно завершены, двигателем К60 оснастили и их.Американская газовая турбина Boeing 502-1 ОМА, простая, без теплообменника и, следовательно, относительно неэффективная, считалась не только очень надёжной, что было доказано её многолетней эксплуатацией на катерах и вертолётах американского флота, но и компактной. Она развивала мощность 330 л.с., то есть превосходила мощность любого поршневого двигателя той же массы. Впрочем, и «прожорливость» ГТД не шла ни в какое сравнение с поршневыми моторами.По мере эксплуатации S-танка фирма Bofors модернизировала турбину Boeing, установив теплообменник собственной конструкции. Но от этой идеи отказались, заменив всю турбину целиком на новый, более мощный и экономичный образец. В печати публиковались сообщения о различных предложениях по замене дизеля и ГТД на всё более совершенные и эффективные установки, но ни одно из них реализовано не было.

Силовая установка располагалась в передней части корпуса по обе стороны пушки: ГТД - слева, а дизель - справа. Охлаждающие радиаторы и вентиляционная установка находились в отдельных бронированных кожухах в корме позади боевого отделения; воздухозаборники и воздушные фильтры, а также выпускные коллекторы - снаружи корпуса над надгусеничнои полкой; два глушителя дизельного двигателя - в задней части правого спон-сона.Максимальная скорость Strv-103 составляла 50 км/ч (по сравнению с скоростью 35 км/ч «центурионов» -это был качественный скачок).Два топливных бака танка ёмкостью по 416 л, размещавшихся в кормовых наружных спонсонах, и ещё один 113-литровый - на днище МТО, обеспечивали запас хода по шоссе 390 км (у «центурионов» -190 км). Двигатели могли работать и на низкооктановом бензине. На первой версии танка стояла автоматическая трансмиссия DRH-1M фирмы Volvo, включавшая в себя гидротрансформатор, коробку передач и механизм поворота с гидравлической передачей в дополнительном приводе. На выходном валу силовые установки дизеля и ГТД имели общий выход через механическую комбинированную передачу на планетарную коробку, обеспечивающую повышенную передачу с максимальной скоростью движения до 60 км/ч, и пониженную - со скоростью около 18 км/ч. При этом танк мог двигаться с равной скоростью как вперёд, так и назад. Вёл машину в этом случае радист, также имевший в своём распоряжении все необходимые для этого органы управления и приборы наблюдения.Управление обоими двигателями осуществлялось от одной педали подачи топлива, связанной с ними с помощью механической координационной системы. При нормальных условиях дороги муфта ГТД оставалась выключенной, но двигатель мог плавно включаться в зависимости от необходимости увеличения мощности установки.

На первых серийных машинах ГТД снабжался инерционным воздухоочистителем сепаратного типа с большим числом циклонов и продувочным вентилятором. По мере эксплуатации машины оказалась необходимой более тщательная очистка поступающего воздуха, поэтому в систему включили дополнительный контактный фильтр. Кроме того, алюминиевые поверхности диффузора и ротора компрессора из-за поступающей пыли относительно быстро приходили в негодность, пришлось применить для них более стойкий материал.Подвеска танка - управляемая гидропневматическая, позволяющая изменять положение опорных катков по высоте и тем самым приподнимать или опускать носовую часть машины или её корму для наведения вооружения на цель. Она представляет собой смешанную систему подрессоривания: некоторые катки имеют индивидуальную подвеску, другие - блокированную. Чтобы уменьшить сильные продольно-уг-ловые колебания машины, вторые и третьи катки имеют независимую подвеску. Балансиры первого и четвёртого опорных катков шарнирно связаны со штоками двух гидроцилиндров, которые и перемещают корпус танка в вертикальной плоскости. Поскольку наведение пушки требовало быстрого разворота машины на месте, для уменьшения сопротивления грунту длину опорной поверхности уменьшили до 2,85 м; её можно было и ещё сокращать за счёт подъёма крайних катков.

Гусеница танка - со съёмными резиновыми подушками; число траков - 61.Танк мог самостоятельно преодолевать водные преграды. Для этого предусмотрели специальное устройство, выполненное из синтетической ткани, которую растягивали вдоль бортов на установленных трубах-подпорках; к выхлопным трубам подсоединяли удлинители. Механик-водитель перемещался на корму снаружи и управлял машиной с помощью тросов, прикреплённых к педали газа. Движение на воде осуществлялось перемоткой гусениц.Strv-1 ОЗА находился в частях и соединениях только шведской армии. С момента своего появления он привлекал к себе пристальное внимание танкостроителей всего мира. Это был первый основной боевой танк с автоматическим 105-мм орудием, имевший экипаж из трёх человек и способный преодолевать водные преграды вплавь.Год принятие его на вооружение - 1966-й. Всего в Швеции выпустили 80 единиц Strv-1 ОЗА. Стоимость каждой машины составляла 323 085 долларов.Вместе с тем опыт проведённых шведской армией учений и зарубежные испытания показали, что невозможность ведения прицельного огня с ходу является существенным недостатком танка в условиях современного боя. С середины 1990-х гг., по мере поступления в войска танков Strv-122 (Leopard 2А4), танки Strv-103 были сняты с вооружения.


вернуться

СТАТЬИ

Показать все статьи

ФОТОГАЛЕРЕЯ



 
 
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
© 2010 Танковедия.ру - большая энциклопедия танков.
Танки всех стран мира. Танки периода первой, второй мировых войн, современные танки.
Яндекс цитирования