Все танки мира Первые танки      Межвоенный период      Танки второй мировой      Современные танки
Домой   Карта сайта   Контакты
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
СССР Германия США Англия Россия Украина Франция Япония Израиль Корея
 
 
Танковедия - большая энциклопедия танков. Все танки мира, танки всех стран мира.

Окончание операции





22 января 1943 во время военных действий танк «Тигр» был полностью выведен из строя. После сложных боев против британских танков и бойцов французского Иностранного легиона тактическая группа Вебера и «Тигры» 501-ro тяжелого танкового батальона соединились с итальянскими войсковыми частями на юге. В конечном итоге, группа выполнила свою миссию около белого здания на перекрестке дорог из Усселтии в Кайруан.

На завершающем этапе операции «Эйльботе» интенсивность боев значительно возросла. Тактическая группа Вебера достигла своей изначальной цели, дороги из Усселтии в Кайруан в первые часы 21 января. Командование 5-й танковой армии приняло решение укрепить в этом месте новую линию фронта. Генерал-майор Вебер остановил наступление и занялся защитными сооружениями, создав ряд опорных оборонительных пунктов. На западе использовались противотанковые и зенитные орудия, а на востоке-пехота. Танки «Тигр» и Panzer III 501-го тяжелого танкового батальона занимали центральное положение
и были готовы быстро среагировать при необходимости в обоих направлениях.

Перестрелки

Ранним утром с наблюдательных пунктов сообщили о присутствии около 60 американских боевых танков и такого же количества полугусеничных машин в районе Усселтии. Во время утреннего продвижения транспортные средства приблизились к немецким позициям с востока, солнце светило им в спину, благодаря чему американцы были недосягаемы для орудий «Тигров» и 88-миллиметровых пушек.

Немного позднее 12 танков начали боевые действия и атаковали опорный пункт Вермерен (названный по имени лейтенанта Вермерена, командовавшего вторым взводом 1-й роты 501-го батальона). Танки Вермерена вывели из боя три вражеских танка, после чего американцы отступили. Однако немцы также понесли потери: разведывательный взвод 1-й роты потерял один танк Panzer III. Во время военных действий был убит командующий взводом унтер-офицер Алыенбугер. Бой продолжался всю ночь 22 января. Около часа ночи враг атаковал белое строение на перекрестке, около которого находились танки и полугусеничные машины. Подразделения союзников попытались взять под свой контроль важный дорожный узел. Но если бы американцы знали, что это место защищали 88-миллиметровое орудие «Тигра» 1-й роты и зенитное орудие такого же калибра, то, без сомнения, выбрали бы другую цель. Когда они оказались на расстоянии около 80 м, обе пушки «восемь-восемь» открыли огонь и подбили танки в голове колонны. Следовавшие за ними машины тут же отступили.

О важности расположения солнца

Расположение солнца играет важную роль в бою, но особенно в Северной Африке, где солнечный свет чрезвычайно яркий и резкий. В Тунисе союзники часто начинали атаки, когда солнце светило им в спину. Немцы не могли эффективно стрелять против света, солнце слепило их. Этот тактический прием был использован и 21 января, во время наступления на дороге Усселтия-Кайруан: утром американские войска пришли с востока, то есть оттуда, где встает солнце, и днем следующего дня она начали свое наступление на западе, со стороны, где солнце садится. Находившиеся в окопах немцы представляли собой неподвижные цели, легко уязвимые для воздушных бомбардировок или артобстрелов.

Именно во время этого наступления был потерян первый «Тигр». О первом подбитом «Тигре» снова рассказывает майор Ганс-Георг Людер: «22 января около 16 часов противник силами 25 танков, за которыми следовали полугусеничные машины, начал атаковать находящуюся справа оборонительную позицию. Боевая техника противника остановились на расстоянии 100 м от линии наших укреплений. Отбить эту атаку было сложно из-за неблагоприятных условий, так как заходящее солнце и густые облака пыли снижали видимость. В связи с этим удалось вывести из строя лишь небольшое количество танков. Противник использовал следующую тактику: фронтальное сближение на широком фронте около 2000 м и атака на два фланга. После неудавшейся атаки противник воспользовался темнотой, чтобы отступить».

Воздушные атаки

«Частые короткие контратаки на вражеские фланги и непрерывные танковые маневры с перемещением от одной позиции к другой, постоянное перемещение огневых позиций противотанковых и зенитных орудий, позволили нам обмануть противника, у которого создалось впечатление, что мы лучше оснащены и обладаем превосходящими силами. 23 января противник отступил в сторону Усселтии. В течение двух дней тактическая группа Вебера подвергалась артобстрелам, иногда на протяжении нескольких часов, а также многочисленным воздушным бомбардировкам и обстрелам с наземных позиций на окрестных возвышенностях. Два зенитных орудия калибра 88 мм, три орудия Flak калибра 20 мм и прочее оружие 69-го мотопехотного полка 2-го батальона были уничтожены огнем противника, кроме того были выведены из строя два танка Panzer III, причем один из них восстановлению не подлежал. Также во время перегонки был подбит один “Тигр”, однако его удалось переправить с передовой. В этот период каждый день в среднем в боях принимали участие три танка “Тигра” и 8-1О Panzer III. Постоянные сложные переходы по горам и минным полям не прошли даром для танков, что стало сказываться на их механической части».

Никогда не оставлять танк «Тигр»

Как на самом деле был подбит танк «Тигр» и что с ним произошло после, подробно описано в отчете инженерной бригады 501-го тяжелого танкового батальона: «Батальон потерял свой первый танк “Тигр’; который был полностью уничтожен в последний день сражения. Артиллерийский снаряд попал в правый борт танка, пробив заднюю каретку гусеницы, пройдя в шасси, не взорвавшись. Однако снаряд пробил резервуар, что вызвало значительную утечку топлива.

Танк находился под вражеским огнем, но было необходимо переместить его любой ценой, чтобы машина не попала в руки противника. Едва нам удалось сдвинуть “Тигр’ с места, как в нем взорвались пары вытекшего бензина. Несмотря на попытку потушить пожар с помощью ручного огнетушителя, огонь быстро охватил весь танк, и машина полностью сгорела. Ночью двум грузовым тягачам удалось оттащить “Тигр” на расстояние, с которого он не мог быть замечен противником. Гусеницы, башня и пушка были сняты на запчасти. Остальная часть танка была разрезана на небольшие части, чтобы ни один важный элемент не попал в руки противника. Во время этой атаки было подбито также три танка Panzer III. После ремонта танки вернулись на передовую».

Расформирование тактической труппы

В ночь с 24 на 25 января, на передовую прибыли итальянские войска, а тактическая группа Людера перестала участвовать в военных действиях. Командир группы кратко описывает два последних дня боя: «22 января французы предприняли попытку прорваться в через тылы нашей группы, но их атака была отбита 2-й ротой 69-го мотопехотного полка. 22 и 23 января противнику удалось отрезать нас от базы снабжения в 20 км к северу и захватить в плен несколько солдат и офицеров. Затем дорогу отбила только что прибывшая рота 190-го танкового батальона. Днем 23 января была установлена связь с итальянской бригадой Бениньи, вышедшей к Джебель-Чакоу. Итальянцы, которых прежде прикрывала тактическая группа Людера, теперь контролировали ситуацию, и немецкая группа покинула линию фронта в ночь с 24 на 25 января, отойдя в полном составе к востоку от Джебель-Чакнур. Поскольку поставленная задача была выполнена, 25 января тактическую группу расформировали.

Согласно имеющимся письменным донесениям, составленным с 18 по 25 января, тактической группе Людера удалось разрушить и захватить 25 пушек, 9 самоходных артиллерийских орудий и бронетранспортеров, семь танков («Генерал Шерман», «Генерал Ли» и «Генерал Стюарт»), около 125 грузовиков, автомобилей и два бронеавтомобиля. Было захвачено в плен 235 бойцов противника, в том числе восемь офицеров».

Итоги и выводы

Операция «Эйльботе I» была завершена. Во время речи, обращенной к частям 5-й танковой армии, генерал фон Арним не прекращал хвалить тактическую группу Вебера, которая показала себя как высокоэффективная боевая сила. Он также упомянул убедительные результаты тактической группы Людера Начальник штаба Вебер также поблагодарил майора Людера и экипажи танков «Тигр» и Panzer III. Майор Людер представил к наградам и повышению нескольких офицеров: лейтенанта Германна (командира взвода), младшего лейтенанта Вермерена, обер-фельдфебеля Августина и капрала Фогеля. Все получили по Железному кресту первой степени за участие в операции «Эйльботе I». Командир 1-й роты так характеризовал события: «Танки “Тигр” хорошо проявили себя во время

военных операций в горных районах. Однако времени на передышки у них не было, и им необходима полная проверка. В конце операции лишь девять танков ССг-тч » и Тигр находились в полной боевой готовности, два других “Тигра” были ограниченно дееспособны. Время, необходимое для проверки машин, зависело от того, чем располагали механики. Трудности, которые появились во время операции по буксировке, и тот факт, что ремонтные части были разделены, а также проблемы по снабжению запчастями (они должны были быть доставлены из Германии в Тунис по морю или самолетами) способствовали ослаблению наступательного и оборонительного потенциала танков».

Острая нехватка запасных деталей

Подразделение материальнотехнической поддержки майора Людера не было согласно с этим рапортом. Механикам пришлось проявить изобретательность, чтобы держать каждый из танков «Тигр» в исправном состоянии: «К тому же следует отметить, что танки останавливались из-за проблем с трансмиссией. Отказ трансмиссии был вызван выходом из строя гусениц. Это происходило в исключительных условиях, если танк подрывался на мине или из-за трудного рельефа местности. Эти проблемы не позволили нам использовать больше 3-5 танков “Тигр” в день. Было бы проще ремонтировать больше танков, имея в распоряжении батальона больше запасных частей, а также если бы второй взвод ремонтной роты, который все еще находился в Трипани (в Италии), был оправлен в Тунис».

Эти весьма здравые слова свидетельствуют, насколько важны человеческий потенциал и умения механиков для обеспечения бесперебойной работы механизированной части, которая располагала самыми лучшими танками того времени. Чтобы единственный танк и пять членов экипажа могли эффективно управлять своей машиной, требовалось несколько десятков механиков. Механики и материальное обеспечение ремонтной службы представляют собой нервный узел подразделения при ведении боевых действий, и это актуально и для настоящего времени.




вернуться

СТАТЬИ

Показать все статьи

ФОТОГАЛЕРЕЯ



 
 
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
© 2010 Танковедия.ру - большая энциклопедия танков.
Танки всех стран мира. Танки периода первой, второй мировых войн, современные танки.
Яндекс цитирования