Все танки мира Первые танки      Межвоенный период      Танки второй мировой      Современные танки
Домой   Карта сайта   Контакты
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
СССР Германия США Англия Россия Украина Франция Япония Израиль Корея
 
 
Танковедия - большая энциклопедия танков. Все танки мира, танки всех стран мира.

Перекати крепость




Осадные сооружения огромных размеров человечество строило с античных времён. Начиная с конца Средних веков эти устрашающие монстры пропадают с полей сражений, но память о них осталась . С развитием технологий идеи об огромных механизированных осадных сооружениях возникали с завидным постоянством, хотя до их реализации дело всё-таки не доходило. Как это ни странно, но предложения о создании циклопических аппаратов для борьбы с вражескими крепостями продолжали поступать и в годы Первой мировой войны. Одним из таких предложений был «Обой» (Oboj-Skizzen), или «Катающаяся крепость», предложенная жителем города Львова И.Ф. Семчишеным. Данная машина предназначалась для уничтожения крепостей противника и представляла собой бронированное «яйцо» (эпициклоид) размером... 960x605 метров
.

Внутри «яйца» находились машины, двигавшие его, приборы управления, прожекторы, беспроволочный телеграф, элеваторы, жилые помещения и даже магазины. Двигатели, расположенные внутри эпициклоида, должны были поднимать маховик, который, в свою очередь, обеспечивал перекатывание машины по земле со скоростью до 300 вёрст в час (при езде в гору включались пороховые ускорители)! По замыслу автора проекта главной задачей «Обоя» являлось уничтожение вражеских крепостей, которые он попросту давил. Для рассмотрения предложения Семчишена в июне 1915 года была собрана целая комиссия, которая, проявив дальновидность и здравый смысл, признала изобретение нереальным. Но на этом история катящихся гигантов не закончилась -после начала Великой Отечественной войны в различные инстанции Советского государства стали поступать тысячи различных предложений по изобретениям. В их числе были и подвижные крепости цилиндрической формы самых разных размеров. Например, в январе 1942 года из станицы Морозов-ской прибыло предложение под названием «Движущаяся крепость». Автор изобретения А. Карманов предлагал машину, представлявшую собой два цилиндра, внутри которых находилось отделение управления и моторный отсек. Вооружения «Движущаяся крепость» не имела, поскольку сама являлась оружием. По задумке автора машина могла развивать до 60-80 км/ч и имела броню до 500 мм. «Движущаяся крепость» длиной 10 и диаметром 6 метров должна была давить танки, пехоту, артиллерию и небольшие укрепления.

Впрочем, предложение Карманова было слишком мелким по сравнению с тем, что предлагали другие изобретатели... 22 сентября 1941 года из Краснодара в Наркомат обороны было отправлено письмо за подписями JI.A. Пургас и Н.М. Лысоковенко. В нём служащие спецчасти запасного инженерного полка предлагали боевую машину под названием «Сверхмощный танк». Приводим его с сохранением авторского стиля изложения: Другими словами, Пургас и Лысоковенко предлагали гипертрофированный вариант колеса, в котором бегают белки и хомячки. Правда, вместо домашних питомцев в их воображаемом колесе ездили танки. Авторы предусмотрели два варианта сверхмощного танка. В первом случае кабина управления, находящаяся по центру машины, не имела никакой опоры. Во втором варианте кабина опиралась на массивный каток. Оба варианта ГАБТУ не заинтересовали. Инженер-майор Можелев, которому обычно приходилось разбирать такие проекты, 8 июня 1942 года составил заключение, подробно объяснявшее нецелесообразность данного предложения.


Впрочем, подобные оценки нисколько не снижали поток изобретений, отправляемых в самые разные инстанции. К слову, основная часть подобных предложений приходилана имя Иосифа Виссарионовича Сталина. Именно вождю прислал свой проект инженер-капитан Михаил Михайлович Венков. Кстати, и название своему неординарному детищу преподаватель Брянского военно-политического училища подобрал тоже весьма оригинальное: «Наиболее подходящим названием для моего изобретения считаю название «Венко-вал» не только из естественного честолюбия изобретателя, но и потому, что слово «венко» означает «победа» на некоторых языках (например, на языке эсперанто)». Надо сказать, что изобретение Венкова заметно отличалось от подобных ему творений. Бешеных скоростей автор не обещал, кроме того, вместо стальной брони он предлагал использовать другие значительно более доступные материалы (например, железобетон). Да и с технической точки зрения концепция «Венковала» была вполне проработанной.


вернуться

СТАТЬИ

Показать все статьи

ФОТОГАЛЕРЕЯ



 
 
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
© 2010 Танковедия.ру - большая энциклопедия танков.
Танки всех стран мира. Танки периода первой, второй мировых войн, современные танки.
Яндекс цитирования