Все танки мира Первые танки      Межвоенный период      Танки второй мировой      Современные танки
Домой   Карта сайта   Контакты
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
СССР Германия США Англия Россия Украина Франция Япония Израиль Корея
 
 
Танковедия - большая энциклопедия танков. Все танки мира, танки всех стран мира.

Первая мировая за полярным кругом





«От могилы белого человека» на западном берегу Африки до ледяных пустынь Лапландии и от берегов Новой Англии через Геркулесовы столбы и развалины Трои и до дальних берегов Евксина плавали теперь стальные акулы»  так почти поэтически обрисовали ареал немецких подводников периода Первой мировой войны английские историки РГибсон и М.Прендергаст. Впрочем, перечисленные ими акватории задолго до командиров субмарин освоили военные и торговые моряки, открыватели новых земель. Это относится и к русскому Северу, освоенному ещё в Х! в. предприимчивыми выходцами из Великого Новгорода, прозвавшими себя поморами. На их территории не раз покушались. Так, в Ливонскую войну, в 1570 г., 3 тыс. шведов попробовали завоевать Кемский посад, но их атака была отражена. В следующем году коалиционные силы немцев, голландцев и опять-таки шведов с тем же успехом пытались овладеть Соловецкими островами. В июне 1701 г. в устье Северной Двины вошли 6 шведских кораблей, намеревавшихся напасть на Архангельск, но захваченные ими рыбаки, которых они собирались сделать лоцманами, посадили два корабля на мель как раз напротив береговых батарей. В 1854 г., в Крымскую войну, туда же вторглась английская эскадра, но отошла под огнём русских пушек. То, что истории свойственно повторяться, подтвердили события ХХ столетия.В начале Первой мировой войны русская армия предприняла успешное наступление и нанесла Австро-Венгрии поражение в Галицийской битве, от которого она так и не оправилась. Германии пришлось снять часть войск с Западного фронта и перебросить на Восточный, что позволило англичанам и французам избежать поражения в битве на Марне.

Однако к 1915 г. сказались просчёты царского правительства  армия стала испытывать нехватку оружия и боеприпасов. Пришлось обращаться к союзникам. Поскольку в балтийские и черноморские порты их суда попасть не могли, оставался Владивосток, откуда доставленные грузы неделями везли по транссибирской магистрали. Другое дело Архангельск, но он расположен в замерзающем Белом море и его обслуживали маломощные портовые ледоколы, а единственным боевым кораблём на Севере был пароход «Бакан» водоизмещением 885 т с двумя 75-мм и двумя 47-мм пушками, до войны охранявший промыслы от браконьеров. Для обеспечения военных перевозок англичане прислали в Белое море вспомогательный крейсер «Арланца» и 8 тральщиков, потом другие боевые корабли. Так, с февраля по май 1915 г. в Архангельске базировался устаревший линкор «Юпитер», по совместительству трудившийся ледоколом.

Россия купила в Канаде ледорез «Эрл Грей», ледокол «Минто» и ледокольный транспорт «Брюс», переименовав их в «Канаду», «Иван Сусанин» и «Соловей Будимирович», в Англии заказали ледоколы мощностью 6,5- 10    тыс. л.с. В феврале создали Флотилию Северного Ледовитого океана, переведя в неё тихоокеанские крейсер «Аскольд», 6 миноносцев, минный заградитель, гидрографические суда «Таймыр» и «Вайгач». У японцев выкупили русские корабли, захваченные ими в ходе войны 1904-1905 гг.  линкоры «Полтава» (поскольку на Балтике был новый одноимённый дредноут, его переименовали в «Чесму»), «Пересвет» и крейсер «Варяг». В Англии, Норвегии, Франции, США, Голландии, Испании и даже Аргентине приобрели небольшие пароходы и рыболовные траулеры, которые переоборудовали в посыльные и сторожевые суда и тральщики. В Канаде купили ледокольные пароходы «Бенавенчер», «Белавечер» и «Бео-тик», ставшие «Владимиром Русановым», «Александром Сибиряковым» и «Георгием Седовым», а в незамерзающем заливе Кольского полуострова начали строить порт Романов (после отречения Николая II его переименовали в Мурманск) и железную дорогу до Петрограда.
В июне 1915 г. немецкий вспомогательный крейсер «Метеор» поставил 285 мин в горле Белого моря, следом за ним на Севере появились и кайзеровские субмарины. К 1917 г. на минах погибло 15 союзных транспортов, и подводники потопили ещё 46. Зато миноносец «Грозовой» 2 ноября 1916 г. уничтожил лодку U-56,23 февраля 1917 г. тральщики записали на свой счёт U-76,2 сентября 1917 г. U-28 погибла при расстреле ею английского парохода. В том же году прибыли построенные за границей ледоколы «Козьма Минин» и «Илья Муромец». В начале 1917 г. во флотилии были линкор, 2 крейсера, 6 миноносцев, 2 малые субмарины, 17 посыльных судов, 40 тральщиков, 12 ледоколов и транспортов ледового плавания.


Революционные события февраля семнадцатого докатились и до Архангельска — 30 апреля здесь возникло временное правительство северной области, но после Октябрьской революции его влияние ослабло. В марте и феврале 1918 г. в Мурманске и Архангельске высадились войска Англии, Франции и США якобы для защиты от немцев завезённого туда военного имущества. На самом деле для противодействия Красной армии, но когда она в сентябре 1919 г. приблизилась к Архангельску, интервенты погрузились на суда и убрались восвояси, успев вывести из строя «Чесму». Попутно англичане прихватили с собой «Аскольд», 11    тральщиков, посыльное судно, ледокол «Святогор» и присвоили себе чинившиеся на британских верфях «Варяг» и 2 миноносца. Французы скромно оставили себе 2 ледокола и пару тральщиков.

...А в феврале 1920 г. члены временного правительства, архангельские чиновники, военные и крупные коммерсанты спешно собрались перебраться в Мурманск, но попасть туда зимой по безводью было равнозначно самоубийству. Поэтому 15 февраля беженцы погрузились на посыльное судно «Ярославна» (купленная в США паровая яхта «Лисистрата» с двумя 76-мм полевыми пушками), командующий войсками генерал Е.К. Миллер со штабом перебрался на ледокол «Козьма Минин». В 14 ч 40 мин «Ярославна» встретилась на Северной Двине с «Мининым», но когда они вошли в Белое море, не смогла удерживаться в проделанном им во льду канале. Остановились, ледокол, рассчитанный на 120 человек, принял на борт 1100, на него перетащили пушку, пулемёты и ушли, бросив «Ярославну».В 20 ч 20 февраля беженцы наткнулись во льдах на «Владимира Русанова», «Александра Сибирякова» и «Таймыр». Всю ночь с «Сибирякова» на ледокол переносили мешки с углём, но в 11 ч появилась «Канада» под красным флагом и перехватили переданную с неё радиограмму: «Вижу 4 судна, на предложение сдаться не отвечают, открываю огонь».

И начался единственный в своём роде морской бой. Находясь во льдах, противники не могли маневрировать, чтобы занять выгодное положение или уклониться от обстрела. С «Минина» вели огонь из находившейся на корме полевой пушки, попаданий не добились, «Канада» с тем же успехом отвечала, а когда её пушку заклинило, развернулась и ушла в Архангельск. «Козьма Минин» принял пассажиров и моряков с трёх пароходов и, оставив их во льдах, двинулся в Мурманск. В пути из радиосообщения узнали, что там установлена советская власть, и направились в Норвегию. По-разному сложились судьбы участников уникального боя. «Канаду» в 1920 г. переименовали в «Третий интернационал», потом в «Фёдора Литке» в честь известного полярного исследователя. Ледорез участвовал в освоении Северного морского пути, в Великую Отечественную стал сторожевиком СКР-18, потом вновь трудился в Арктике и закончил службу в 1958 г. «Ярославна» в 1921 г. была названа именем погибшего дипломата В.Воронского, и в 1924 г. была переведена на Дальний Восток. «Иван Сусанин» в 1922 г. погиб после аварии у Чешской губы. «Владимира Русанова» списали в 1967 г. «Александр Сибиряков» был потоплен 25 августа 1942 г. немецким «карманным линкором» «Адмирал Шеер». Французы назвали «Илью Муромца» «Поллуксом», а «Козьму Минина» «Кастором» и в 30-е гг. использовали в качестве минных заградителей и плавучих баз гидроавиации...В 1933 г. Советское правительство решило восстановить морские силы на Севере и в мае августе по только что построенному Беломорско-Балтий-скому каналу перевели сюда 2 эсминца типа «Новик», столько же новых сторожевых кораблей и две подводные лодки типа «Декабрист», ставших первыми кораблями созданной 1    июля Северной военной флотилии. В сентябре её пополнили ещё один «Новик», другой «Декабрист», сторожевик и 2 тральщика.

А 17 декабря Совет народных комиссаров утвердил постановление об образовании Главного управления Северного морского пути. Ему предстояло наладить научные исследования полярных морей, разместить на их берегах пункты наблюдения за погодой и состоянием льдов, чтобы обеспечить нормальное судоходство от Белого и Баренцева морей до Берингова моря. Одновременно приступили к возрождению промыслового флота. С 1928 г. траулеры строили в Ленинграде, потом в Мурманске и Севастополе и заказывали в Германии, Англии и Италии. В военную пору часть их переоборудовали в сторожевики и тральщики. 11    мая 1937 г. североморскую флотилию преобразовали в Северный флот и к началу войны он насчитывал 5 новых эсминцев проекта 7, 3 «новика», 7 сторожевиков, 2 тральщика, минный заградитель, одну субмарину типа Д, 6 средних типа Щ, столько же малых типа М, 2 торпедных и 15 сторожевых катеров и 115 боевых самолётов. После начала войны по Беломорско-Балтийскому каналу на Северный флот перевели крейсерские субмарины типа К, подводные минные заградители типа Л, с Тихого океана пришли лидер, два эсминца проекта 7 и 5 подводных лодок. От союзников получили сторожевики, тральщики, торпедные катера, большие и малые охотники за подводными лодками, а в 1944 г. устаревшие линкор, лёгкий крейсер и 9 эсминцев. В июне 1941 г. в оккупированных немцами портах Норвегии находились следующие силы Кригсмарине: вспомогательный крейсер, 9 эсминцев, 6 сторожевиков, 10 тральщиков, 4 субмарины, 2 минных заградителя, а на аэродромах 400 самолётов. Первое время эсминцы, подводные лодки и бомбардировщики нападали на наши торговые и промысловые суда и одиночные дозоры. Североморцы платили врагу той же монетой.

31 августа прибыл первый конвой союзников 6 транспортов, охранявшихся 2 эсминцами, 3 тральщиками 4 корветами. Обычно конвои выходили из Англии и Исландии и, преодолев 1800-2000 миль, доставляли в Мурманск и Архангельск самолёты, танки, автомобили и другую технику и возвращались с грузами для военной промышленности союзников.До конца 1941 г. в порты СССР пришло 7 конвоев с 160,4 тыс. т грузов и убыло 4 с 145,7 тыс. т. Кроме того, североморцы обеспечивали судоходство по Белому, Баренцеву и Карскому морям. Немцы стремились сорвать эти перевозки, посылая на наши коммуникации бомбардировщики, торпедоносцы, субмарины, а наши моряки и лётчики топили вражеские корабли и суда в финских и норвежских водах.

Как писал бывший адмирал «Криг-смарине» В.Руге, «в начале 1942 г. Гитлер приказал перебросить в полярные воды значительные морские и воздушные силы, которые можно было использовать для борьбы с конвоями, направлявшимися в Советскую Россию». Туда отправили линкоры «Тир-пиц», «Адмирал Шеер» и «Лютцов», тяжёлые крейсеры «Адмирал Хиппер» и «Принц Ойген», лёгкий крейсер «Кёльн», по 20 эсминцев и подводных лодок. Количество самолётов довели до 500.Очередной конвой PQ-14 с 24 транспортами попал в такой лёд, что 16 судов были вынуждены вернуться. Весной немцы начали операцию против шедшего в СССР PQ-15 и возвращавшегося QP-13. 30 апреля подводная лодка U-456 торпедировала английский крейсер «Эдинбург». Он повернул в Мурманск, но 2 мая был атакован 4 эсминцами. Англичане потопили один из них  «Генрих Шоеман», но в «Эдинбург» вновь угодила торпеда, с него сняли команду и затопили корабль вместе с... 465 слитками золота, советской платой за поставки техники и вооружений. Только в 1980 — 1981 гг. большинство слитков подняли и разделили между СССР и Англией.В марте на перехват PQ-12 отправили «Тирпиц» с 3 эсминцами. Его атаковали 12 торпедоносцев с английского авианосца. Успеха они не добились и потеряли 5 машин.

27 июля в СССР отправились 35 транспортов с 188 тыс. т военных грузов и 3 спасательных судна конвоя PQ-17, сопровождаемых 21 кораблём охраны. Западнее них держались 2 линкора, авианосец, 7 крейсеров и два десятка эсминцев и сторожевиков. Узнав, что немцы собираются послать против конвоя «Тирпиц», «Адмирал Шеер», «Шарнхорст» и 7 эсминцев, британское Адмиралтейство приказало ближнему охранению немедленно отойти на запад, а транспортам рассредоточиться и поодиночке пробиваться в советские порты. Тем временем немецкий отряд во главе с «Тирпицем» поочерёдно обнаруживали советская подводная лодка К-21, английские разведывательный самолёт и субмарина «Уншейкн». Немцы перехватили их радиодонесения и вернули корабли на базу. А что же транспорты? Как отметил британский историк С. Роскилл, «после ухода крейсеров и эсминцев началась длительная агония судов конвоя». Немецкие лётчики потопили 13 транспортов и спасательное судно, а подводники ещё 10. Немцы бросили на конвой 202 самолёта, зенитчикам удалось сбить 5, причём экипаж одного спасли товарищи.В августе «Адмирал Шеер» отправился в Карское море, чтобы разгромить советские караваны судов и порт в Диксоне. Ему удалось незамеченным обогнуть Новую Землю, потопить ледокольный пароход «Александр Сибиряков», но при подходе к Диксону он попал под огонь сторожевика и береговой батареи и поспешил убраться в Норвегию.А 6-9 сентября 1943 г. «Тирпиц», «Шарнхорст» и 6 эсминцев проскочили к Шпицбергену, обстреляли порт, шахты и склады угля и благополучно вернулись.

Не добившись боя с немецкими линкорами, от которого те всячески уклонялись, англичане воспользовались опытом итальянских противников. В сентябре 1943 г. шесть субмарин, буксировавших сверхмалые подводные лодки, приблизились к Альтен-фьорду, где отстаивался «Тирпиц». Последние пробрались к его стоянке и две из них сбросили под его днище подрывные заряды. Линкор вышел из строя, позже его несколько раз атаковали тяжёлые бомбардировщики и после налёта 12 ноября 1944 г. «Тирпиц» перевернулся и затонул, унеся с собой более 1200 моряков.В конце 1943 г. немцы задумали нанести удар по очередному конвою, отправив против него «Шарнгорст» (9 орудий главного калибра 280 мм) и 5 эсминцев. Впрочем, последних из-за ненастной погоды вернули, а «Шарн-горсту» пришлось вступить в схватку с превосходящими силами Королевского флота во главе с линкором «Дюк оф Йорк» (10 орудий главного калибра 356 мм). Исход неравного боя был предрешён. Кстати, готовясь к операциям в северной Атлантике и полярных морях, немцы высылали туда вспомогательные суда, передававшие сводки погоды и ледовой обстановки. А на побережье Гренландии, Шпицбергена, Земли Франца-Иосифа устраивали метеостанции. Больше того, на Новой Земле оборудовали базу для разведывательных самолётов. Следы подобного аэродрома обнаружили даже севернее Архангельска...

В США любят напоминать, что построенная у них первая в мире атомная субмарина ССН-571 «Наутилус» в августе 1959 г. совершила поход под покровом Северного Ледовитого океана. Однако она была отнюдь не первой, рискнувшей нырнуть под лёд.Ещё в феврале 1905 г., во время русско-японской войны, одна из переброшенных во Владивосток русских подводных лодок «Сэм», выходя в Японское море, прошла подо льдами между островами Скрыплева и Русским. В ноябре однотипная «Щука» маневрировала под ледовым полем, а в декабре 1908 г. «Кефаль» погрузилась под лёд во Владивостоке и за 1 ч 40 мин преодолела 4 мили. В ходе этих опытов подтвердили возможность действий подводников в замерзающих акваториях, и в январе 1931 г. построенная в Николаеве Д-4 двое суток форсировала битый лёд в Днепро-Бугском лимане, пока не выбралась в Чёрное море.Неизвестно, знал ли об этом норвежский полярный исследователь Х.Свердруп, собравшийся пройти на подводной лодке от Шпицбергена до Северного полюса, оттуда до Берингова пролива, затратив на вояж 45 суток. Он приобрёл в США списанную субмарину СС-72 О-12, переименовал в «Наутилус», в честь корабля жюль-верновского капитана Немо. Видимо, Свердруп уверовал, что в Северном Ледовитом океане найдутся полыньи, чтобы всплыть для вентиляции отсеков, пополнения запасов воздуха и зарядки аккумуляторов, ведь в подводном положении субмарина могла пройти не более 50 миль. В июне 1931 г. экспедиция отправилась на север, но из-за постоянных поломок изношенных механизмов путешественникам пришлось вернуться.

У нас же в 1933 г. малые субмарины М-6 и М-8 пробились в замёрзший одесский порт, а в январе 1934 г. сопровождаемая ледоколами М-8 прошла подо льдами Днепро-Бугского лимана в Николаев. Тогда же тихоокеанская Щ-12 (Щ-102), выбираясь в Японское море, преодолела 5 миль во льду, зимой 1934-1935 гг. подобным образом поступали командиры М-4 и М-6. Заинтересовались этим и балтийские подводники, базировавшиеся в Кронштадте и Ленинграде, расположенных в замерзающем с ноября по апрель Финском заливе. В 1936 г. флотские офицеры А.Т Тарадин и М.И. Балтичи обосновали возможность всплытия во льдах на перископную глубину для осмотра моря через полынью и подзарядки аккумулятора. В 1939 — 1940 гг. на тумбе перископа М-90 установили предложенный старшим лейтенантом А.В. Лепешкиным гидравлический бур для сверления во льду отверстия для перископа и воздухозаборника, а в носу и корме стальные фермы, предотвращающие удары корпуса о лёд при подвсплытии.

В феврале 1938 г. в Северный Ледовитый океан отправили ледокольный пароход «Таймыр», судно «Мурман» и подводную лодку Д-3, которым предстояло снять с дрейфующей льдины участников высокоширотной экспедиции «Северный полюс». Хотя Д-3 попала в битый лёд, а на верхней палубе образовалась наледь толщиной 10 см, подводники сумели приблизиться к цели. Впрочем, папанинцев уже сняли надводные суда. 18 января 1940 г., во время войны с Финляндией, подводная лодка С-1 выбиралась из Ботнического залива. Она 4 ч шла под сплошным льдом толщиной 20 см, при всплытии погнула перископ, уже в битом льду отразила атаки двух самолётов, вышла на чистую воду, но в 60 милях от базы в Либаве вновь встретила ледовые поля. На следующий день Щ-324, форсируя замёрзший пролив Южный Кваркен, 20 миль двигалась под сплошным льдом. Тихоокеанцы продолжили опыты, начатые их предшественниками в 1905 г. 26 февраля 1940 г. подводный минный заградитель Л-13 за 19 ч 43 мин прошёл подо льдом 46 миль. А в декабре четыре малые субмарины типа М впервые в истории совершили группой поход подо льдами.

Новое наступление подводников на Арктику началось в 1958 г., когда упоминавшийся атомоход «Наутилус» за 96 ч прошёл 1830 миль подо льдами, благо ему не нужно было всплывать для подзарядки аккумуляторов. В августе 1958 г. ССН-578 «Скейт» вы-
шла в океан со стороны Гренландии и всплыла в полынье в 40 милях от полюса. В следующем году однотипная ССН-583 «Сарго» провела под арктическими льдами 988 ч и прошла под ними 6 тыс. миль, 16 раз всплывала в полыньях. В ноябре 1960 г. в Арктику проникла ССБН-598 «Джордж Вашингтон» с 16 баллистическими ракетами. А в июле 1962 г. «Скейт» и такая же «Си дрегон» в 100 милях от полюса устроили тренировочную охоту за советскими подводными атомоходами. А им пришлось догонять вероятных противников. В августе 1961 г. торпедная К-3 отработала маневрирование подо льдами Белого моря и 17 июля 1962    г. достигла района Северного полюса. В 1963 г. К-178 выполнила учебные задания подо льдами вблизи Земли Франца-Иосифа и выпустила баллистические ракеты, а потом вместе с К-115 перешла под арктическими льдами на Тихий океан, причём последняя побывала в гостях на дрейфующих станциях «Северный полюс-10» и «Северный полюс-12». А в сентябре 1963    г. торпедная К-181 всплыла на Северном полюсе.





вернуться

СТАТЬИ

Показать все статьи

ФОТОГАЛЕРЕЯ



 
 
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
© 2010 Танковедия.ру - большая энциклопедия танков.
Танки всех стран мира. Танки периода первой, второй мировых войн, современные танки.
Яндекс цитирования