Все танки мира Первые танки      Межвоенный период      Танки второй мировой      Современные танки
Домой   Карта сайта   Контакты
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
СССР Германия США Англия Россия Украина Франция Япония Израиль Корея
 
 
Танковедия - большая энциклопедия танков. Все танки мира, танки всех стран мира.

Первые походы итальянцев в Атлантику


13 июня 1940 года, через три дня после вступления Италии в войну на стороне Германии, первая итальянская субмарина вышла через Гибралтарский пролив в Атлантику.Итальянский подводный флот был весьма многочисленным - в 1940 году он насчитывал 106 кораблей, что выводило его на одно из первых мест в мире.24 июля командование Regia Marina сообщило в Берлин о готовности принять участие в боевых действиях в Атлантике большим числом субмарин (около 40). У немцев в тот момент в строю находилось всего 50 У-ботов (U-Boot с нем. - подлодка), из них «семерок» и «девяток», пригодных для океанских походов - чуть более половины. Поэтому в Кригсмарине немедленно согласились с предложением союзников, и вскоре в штаб адмирала Дёница прибыл командующий итальянским подводным флотом адмирал Парона. Стороны заключили соглашение, в соответствии с которым оперативное руководство итальянскими субмаринами возлагалось на немецкое командование.

Для практической реализации соглашения командующий RSI адмирал Парона прикомандировал к штабу Дёница своего офицера связи лейтенанта Сестини и обратился к немцам с просьбой выделить опытного подводника, говорящего по-итальянски. Выбор пал на капитана 3 ранга Ресинга, откомандированного в Бордо, - именно этот порт был выбран для базирования итальянских подлодок.В рамках предстоящего взаимодействия несколько офицеров RMI совершили ознакомительные походы на германских У-ботах в Атлантику и прошли курс переподготовки в учебной флотилии на Балтике. Так, в августе на борту U-99 из Лорьяна вышел в море командир подлодки Corallo. Командир U-99 капитан-лейтенант Отто Кречмер вскоре стал одним из трёх наиболее знаменитых немецких подводников, равно как и его пассажир - капитан 3 ранга Луиджи Лонгобардо, - среди итальянских. Оба офицера не знали языка друг друга и объяснялись по-английски. Как вспоминал Кречмер, первую половину похода он рассказывал итальянцу, как нужно управлять подлодкой, демонстрировал срочные погружения при воздушных тревогах, погружение с помощью горизонтальных рулей, производил точную дифферентовку корабля и т.п. Помимо этого, Кречмер ознакомил коллегу со своей тактикой атаки из надводного положения.

Особое впечатление на Лонгобардо произвело взаимодействие с подлодкой U-47 ещё одного подводного аса -капитан-лейтенанта Гюнтера Прина. Причём на борту U-47 не оставалось торпед, а подлодку Кречмера она поддерживала... артиллерийским огнём. Вероятно, результаты похода итальянец усвоил крепко, что позволило ему позже заработать германский Железный Крест. А пока, чтобы освоиться с обстановкой на месте, в начале августа 1940 года три первые итальянские субмарины вышли в поход к Азорским островам.Alessandro Malaspina прошла Гибралтар 3 августа и после короткого крейсерства проследовала в Бордо. 12 августа она встретила отставший от конвоя ОВ 193 танкер British Fame (8046 брт) и потопила его. Так началось участие итальянцев в «Битве за Атлантику».4 сентября Malaspina пришла в Бордо, первой из 32 итальянских лодок, входящих в особое соединение BETASOM.27 августа итальянские порты покинула вторая волна подлодок, причём она разделилась на две группы: Maggiore Вагасса и Ligi Torelli направились в район Португалии и Азорских островов, a Guglielmo Marconi - на позицию северо-западнее Испании. Именно эта субмарина открыла счёт нейтральным судам, потопленным итальянцами в Атлантике: 14 сентября торпедами и артиллерией Marconi отправила на дно испанский траулер Almirante Jose de Camanza. 1 октября Вагасса потопила артиллерийским огнём греческий пароход Aghios Nicolaos (3687 брт).



Реальное присутствие итальянцев на Атлантическом театре в 1939 году было затруднено из-за отсутствия баз. Весьма ощутимая поддержка Испании никогда не выражалась в форме предоставления своих портов для базирования итальянских лодок. У испанского «сочувствующего нейтралитета» имелись свои юридические пределы. Итальянские и немецкие подводники вынуждены были выходить из баз, расположенных на собственных территориях, что сильно сокращало дальность возможного патрулирования их субмарин, которые к тому же по пути в Атлантику должны были преодолевать Гибралтарский пролив, а на его северном берегу находился британский Гибралтар, контролировавший выход в океан. Тем не менее, итальянские подлодки много раз проходили Гибралтарским проливом без каких-либо крупных инцидентов.Неожиданно быстрое падение Франции позволило Германии получить доступ к её портам на атлантическом побережье, что давало пока ещё немногочисленному германскому подводному флоту огромные тактические преимущества. Ко всему, Германия немедленно начала реализовывать программу постройки подлодок, реализация которой вскоре сделала итальянский подводный флот несопоставимо малым по сравнению с германским. А ведь в начале войны по числу субмарин Италия уступала только СССР!В соответствии с достигнутыми соглашениями, итальянцы должны были патрулировать в Атлантике к югу от широты Лиссабона, тогда как немцы -в зоне к северу от португальской столицы. Такое разделение театров снимало вопросы согласования сигналов и опознавания между военно-морскими флотами Италии и Германии. Кроме того, по климатическим условиям этот район более подходил итальянцам.

Итальянская военная комиссия посетила различные французские порты на побережье Атлантики и после непродолжительных переговоров с немцами базой для подводников был определён Бордо, находившийся примерно в 50 милях от Бискайского залива вверх по течению Жиронды. Здесь имелись хорошие возможности для базирования, включая сухие доки, ремонтные мастерские и склады, а Жиронда была включена в сложную систему судоходных каналов, соединяющих её со Средиземным морем.Как и все итальянские войсковые соединения, командование в Бордо должно было иметь собственный телеграфный адрес. В него вошла буква «В» (Bordeaux) для обозначения города Бордо, а также и буквосочетание SOM как сокращение слова Sommergibile (с итал. - подлодка). В итальянском военном флоте буква «В» именовалась словечком beta, так что комбинация частей этих двух слов -BETASOM - и стала телеграфным адресом итальянского командования. Связь по этому адресу осуществлялась немцами через Париж или Берлин, поскольку прямой телеграфной линии Бордо - Рим не существовало. И чтобы обеспечить непосредственную связь со столицей, итальянцы установили мощные радиопередатчики на борту лайнера De Grass.

В Бордо имелись хорошие возможности для базирования, включая сухие доки, ремонтные мастерские и склады. Итальянская база подводных лодок заняла отдельный искусственный бассейн с двумя сухими доками, связанный с Жирондой двумя шлюзовыми воротами. Один достаточно большой док - для океанских субмарин, второй - для двух подлодок меньших размеров одновременно.В Бордо для итальянцев была также оборудована плавучая база, для которой немцы выделили сначала французский лайнер De Grass (18435 т), а в октябре заменили его немецким Usaramo (7775 т).De Grass, оснащённый каютами для персонала и мощной радиостанцией, обычно стоял в нескольких сотнях метров от зданий, ранее принадлежавших трансатлантической пассажирской компании. Одно из строений было превращено в береговые казармы, рассчитанные на 750 моряков, а соседние постройки использовались для размещения штаба, управления и складов. Территория базы охранялась и патрулировалась 225 солдатами итальянского батальона San Marco, а по внешнему контуру - немецкими войсками. Противовоздушную оборону обеспечивали шесть 88-мм зенитных орудий и 45 20-мм автоматов. ПВО и патрулирование вдоль берегов Жиронды и Бискайского залива осуществлялось немецкими войсками.

Бассейн, выделенный под итальянскую базу, мог принять одновременно до 30 субмарин. Каждый сухой док имел необходимую инфраструктуру для обеспечения подлодок свежей водой, сжатым воздухом и электропитанием для зарядки аккумуляторов. Последнее обеспечивалось специально привезёнными из Италии генераторами и местной электросетью. Портовые ремонтные мастерские не имели оборудования для ряда специфических работ, так что необходимые станки, инструменты и 70 специалистов-техников пришлось выписать из Италии. Позже база начала использовать и французский персонал, хотя непосредственный доступ к лодкам разрешался только итальянцам.Официально база начала функционировать с 30 августа 1940 года, с прибытия на неё командующего RSI адмирала Перона.

Как уже упоминалось, база в Бордо находилась достаточно далеко от океана, поэтому небольшая часть итальянской команды располагалась в Ла-Паллисе около Ла-Рошели в Бискайском заливе, примерно в 50 милях к северу от лимана реки Жиронда. Эта база имела сухой док, места для временного базирования не более чем для трёх подлодок и использовалась только для мелкого ремонта и ослеремонтных испытаний. Да и база в Бордо, представлявшая собой, по сути, речной порт, не позволяла в полном объёме испытывать субмарины - погружения, всплытия, полный ход в надводном и подводном положении, анализ конструктивных шумов, измерения магнитных полей и т.п. - всё это проводилось в Бискайском заливе.Работы, выполнявшиеся в Ла-Поллисе, были достаточно простыми. Эта база использовалась в качестве пункта передового базирования при выходе на патрулирование и при возвращении из боевых походов. Эпизодически итальянские подлодки заходили в Пойак и Вердон-сюр-Мер - небольшие рыбацкие посёлки близ устья Жиронды, где имелись подходящие гавани, но отсутствовало необходимое базовое обеспечение.

Пятидесятимильный путь от океана до Бордо в навигационном плане был весьма сложен. Впрочем, к проводке субмарин, как правило, привлекали местных французских лоцманов. А поскольку Жиронда имеет заметные приливные отклонения, вход в бассейн был возможен только дважды в течение дня - при высшей точке прилива. Однако даже при высоком приливе неприятностей для подводников хватало - река часто меняла русло, намывая отмели. Впрочем, в надводном положении субмарины имели небольшую осадку, так что приливные отклонения е были непреодолимым препятствием, несмотря на то, что в этой области они в среднем составляли около 6 метров.Вскоре после развёртывания системы баз германских подводных лодок на Атлантическом побережье французские порты стали объектами интенсивных бомбардировок. В основном доставалось более северным гаваням, на которых базировались немецкие субмарины, однако 16 и 17 октября британская авиация нанесла сильные бомбовые удары и по Бордо. Адмирал Перона, ответственный за жизнь более 1600 человек персонала базы, решил частично сократить итальянский контингент. В этом решении он ещё более укрепился после очередного налёта британских бомбардировщиков 8 и 9 декабря, в котором участвовало свыше 40 самолётов. Ущерб, нанесённый береговой части базы, был невелик, но плавбазу De Grass серьёзно повредили, a Usaramo был потоплен.




вернуться

СТАТЬИ

Показать все статьи

ФОТОГАЛЕРЕЯ



 
 
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
© 2010 Танковедия.ру - большая энциклопедия танков.
Танки всех стран мира. Танки периода первой, второй мировых войн, современные танки.
Яндекс цитирования