Все танки мира Первые танки      Межвоенный период      Танки второй мировой      Современные танки
Домой   Карта сайта   Контакты
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
СССР Германия США Англия Россия Украина Франция Япония Израиль Корея
 
 
Танковедия - большая энциклопедия танков. Все танки мира, танки всех стран мира.

Первые противолодочные вертолеты





Осенью 1948 г. руководство авиации Военно-морского флота СССР сформулировало технические требования к лёгкому вертолёту связи, наблюдения и поиска подводных лодок, способному базироваться на эскадренных миноносцах. Эти машины предполагалось строить по соосной схеме (это давало выигрыш в габаритах),
они должны были садиться на воду, лёд и даже болото. Для создания таких необычных вертолётов было создано ОКБ-3 на заводе № 3 Минавиапрома в Сокольниках, которое возглавил Н.И.Камов.

В последующие несколько лет были построены четыре опытных вертолёта соосной схемы с двигателями АИ-4В. Они проходили испытания на крейсере «Максим Горький». Тесты этих экспериментальных машин показали, что флоту требуются вертолёты большей грузоподъёмности, менее зависимые от погоды и лучше приспособленные к полётам над морем. Таковым стал двухместный многоцелевой вертолёт Ка-15 соосной схемы. Он проектировался в ОКБ-3 с 1950 г. под двигатель АИ-14Р взлётной мощностью 245 л.с. Правда, постановление правительства о создании этой машины вышло только в июне 1951 г. В нём указывалось, что её скорость будет не ниже 150 км/ч, а динамический потолок — 3000 м. Продолжительность полёта с аэромагнитометром, нормальной бомбовой нагрузкой и 7%-ным навигационным запасом топлива — 2,5 ч. К этому времени было организовано новое ОКБ-4 под руководством Н.И. Камова на территории завода № 82 в Тушино. Вертолёт Ка-15 построили в начале 1954 г., и в апреле он совершил свой первый полёт. С 1956 г. на авиазаводе в Улан-Удэ началось его серийное производство.

Для борьбы с подводными лодками противника Ка-15 мог нести две глубинные бомбы по 50 кг или кассеты с десятью малыми ПЛАБ-МК. Вертолёт оборудовали прицелом для бомбометания. Из-за малой грузоподъёмности в поиске субмарин должны были учтвовать три вертолёта. Один сбрасывал радиогидроакустические буи, другой получал информацию о противнике с помощью приёмного устройства СПАРУ, а третий сбрасывал бомбы.

В 1960-61 гг. в строй вступило 8 эскадренных миноносцев проекта 57, оборудованных посадочными площадками 5х6 м, покрытых сеткой-стеллажом из пенькового каната, корабельной системой эксплуатации Ка-15 и каютами для лётного и технического состава. В походном положении вертолёты находились на палубе со снятыми лопастями, которые хранились в специальном контейнере. Ка-15 имел ряд модификаций: многоцелевой Ка-15М, учебно-тренировочный УКа-15 и четырёхместный Ка-18. Вертолёт Ка-15М применялся в Аэрофлоте и рыболовном флоте. Для улучшения его характеристик на нём установили более мощный и экономичный двигатель АИ-14ВФ, доработали топливную систему, что позволило увеличить дальность, продолжительность полёта и взлётный вес.

В 1963 г. после катастрофы Ка-15, произошедшей 16 мая, закончилась эксплуатация этих вертолётов в ВМФ, но в Аэрофлоте они летали до середины 70-х гг.Ещё в 1958 г. управление опытного строительства авиационной техники ВМФ предложило ОКБ Камова создать корабельный противолодочный двухдвигательный вертолёт соосной схемы с трёхлопастными несущими винтами и полётным весом 5-6 тонн, чтобы он в одиночку мог вести поиск и уничтожение субмарин противника. В процессе создания вертолёта Ка-25 выяснилось, что мощности двух новых газотурбинных двигателей ГТД-3Ф мощностью по 900 л.с. для такой машины недостаточно. Не помогла исправить ситуацию и модернизация моторов. Пришлось всё-таки спроектировать две машины. В противолодочном варианте вертолёт Ка-25ПЛО оснащался РЛС, противолодочными самонаводящимися или управляемыми по проводам торпедами, или 4-8 глубинными бомбами массой 250 и 50 кг, и сбрасываемыми

радиогидроакустическими буями. В варианте вертолёта-целеуказателя Ка-25Ц оборудовался мощным поисковым радиолокатором, погружаемой на глубину до 40 м гидроакустической станцией «Ока» и радиогидроакустической системой «Баку» с приёмным устройством. Предусматривалась замена «Оки» магнитометром, а также возможность подвески снаружи блоков с дымовыми шашками или ампул с красящим веществом.Для аварийной посадки на воду машина оборудовалась надувными баллонетами на всех четырёх опорах шасси и аварийными средствами спасения экипажа.

Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивало полёты Ка-25 над протяжёнными водными пространствами, автоматическое пилотирование при подходе к цели и на режиме висения в зоне поиска. В зависимости от назначения машины в ней было рабочее место оператора противолодочного оборудования или борттехника. В особых случаях на Ка-25 допускалась перевозка 12 пассажиров на складных сидениях. В правительственном постановлении скорость вертолётов определялась в 200-230 км/ч, практическая дальность в варианте ПЛО — 450-500 км и продолжительность полёта 3 ч, а в варианте целеуказателя — 550-600 км и продолжительность полёта 3,5 ч. Ка-25 впервые поднялся в воздух в мае 1961 г. Серийное производство вертолётов Ка-25ПЛО продолжалось с 1964 по 1975 г. Всего построено было 460 машин.

Существует несколько модификаций Ка-25: Ка-25ДИВ, Ка-25БТ, Ка-25К, Ка-25ПС.
Они использовались для поиска приводнившихся космических аппаратов в Индийском океане в 1967-1968 гг., для разминирования Суэцкого канала, для ведения поисково-спасательных работ и как летающие лаборатории.Машины семейства Ка-25 активно поставлялись в ВМФ Индии, Югославии, Сирии и Вьетнама. В отечественном флоте Ка-25Ц эксплуатировался до середины 1990 гг.

вернуться

СТАТЬИ

Показать все статьи

ФОТОГАЛЕРЕЯ



 
 
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
© 2010 Танковедия.ру - большая энциклопедия танков.
Танки всех стран мира. Танки периода первой, второй мировых войн, современные танки.
Яндекс цитирования