Все танки мира Первые танки      Межвоенный период      Танки второй мировой      Современные танки
Домой   Карта сайта   Контакты
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
СССР Германия США Англия Россия Украина Франция Япония Израиль Корея
 
 
Танковедия - большая энциклопедия танков. Все танки мира, танки всех стран мира.

Первые танки БТ


В марте одну машину доставили на полигон в Кубинку, где ее показали высшему и старшему командному составу РККА и членам правительства. 13 февраля 1931 года постановлением РВС СССР танк приняли на вооружение под индексом БТ-2.Первоначально намечалось развернуть производство на Ярославском автозаводе, но окончательное решение приняли в пользу Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) имени Коминтерна, имевшего более мощную производственную базу и опыт постройки танков Т-24. Для -организации выпуска танков БТ на заводе было создано . конструкторское бюро (КБ), куда вошли 11 инженеров и 4 чертежника-конструктора от КБ Орудийно-пулеметного объединения (ОРПО), 2 представителя от Ижорского завода, 15 инженеров от Научного автотракторного института (НАТИ), двое - от Управления по механизации и моторизации (УММ)РККА, от ХПЗ - танкоконструкторское бюро в полном составе. Руководство вновь созданным бюро возложили на начальника ГКБ ОРПО С. А. Гинзбурга, его заместителем назначили председателя танковой секции Технического комитета УММ РККА Н. М. Тоскина. 25 мая КБ ХПЗ приступило к работе над чертежами и спецификациями танка БТ. Всю документацию нужно было подготовить в полуторамесячный срок - к 15 июля.

Для разработки техпроцесса производства на предприятии организовали техническое бюро, в помощь которому Укргипромаш выделил пять высококвалифицированных специалистов. Проектирование техпроцесса, инструмента, приспособлений и штампов планировалось закончить к 5 августа 1931 года.К 26 июля работа над чертежами и технологической документацией была в основном завершена. Определился и круг заводов-смежников. Изготовителем корпусов, траков гусениц, поковок, стального и цветного литья стал ХПЗ.Броню для корпусов, башен и стальных цельнотянутых труб поставлял Ижорский завод. Пружины подвески должны были поступать с завода «Большевик» или с Завода имени С. М. Буденного, радиаторы - с радиаторного завода в Москве.Любопытно отметить, что разработка документации велась на основе чертежей, полученных от Кристи, тогда как сами танки М.1931 прибыли на завод только в январе 1932 года. В бумагах завода они фигурировали под названиями «Оригинал I» и «Оригинал II», причем на ходу была лишь первая машина, вторую разобрали для изучения.

К изготовлению первых шести пробных машин планировалось приступить 15 июня, с таким расчетом, чтобы закончить их к 1 ноября. Но к указанному сроку выпустили всего три машины, которые и были показаны на параде в Харькове 7 ноября 1931 года. Причем все эти танки имели корпуса и башни из обычной стали. Всего     изготовили 13 таких корпусов и 66 башен, так как завод не сумел сразу освоить их производство из брони.В последующем их заменили броневыми.Планом на 1931 год предусматривался выпуск 50 БТ-2, но реально построили только три вышеупомянутые машины, которые к тому же не были приняты военными экспертами.При освоении серийного производства на заводе столкнулись со значительными трудностями. Прежде всего, имевшаяся производственная база не была рассчитана на изготовление столь большого количества танков, а ввод в строй новых цехов задерживался из-за нехватки не только необходимого оборудования, которое в основном закупали за границей, но и стройматериалов. Целый ряд трудностей возник и по другим причинам. Так, на танки предполагали устанавливать отработавшие летный ресурс авиамоторы М-5. Однако необходимого количества двигателей не было (мотор М-5 к тому времени уже сняли с производства), состояние же имевшихся оставляло желать лучшего. Чтобы хоть как-то выйти из положения, в США закупили партию авиамоторов «Либерти» (копией которого был М-5), также отработавших летный ресурс. При этом состояние отлетавших американских двигателей было значительно лучше отечественных, и после переборки на заводе «Красный Октябрь» в Ленинграде-они вполне годились для танков.

Вооружение танка стало еще одной проблемой. Для БТ-2 планировали использовать 37-мм танковую пушку Б-3(5К) в спаренной установке с пулеметом ДТ. Партия из 350 Б-3 была запущена в производство в 1931 году на заводе № 8 в Мытищах. Скоро выяснилось, что Главное артиллерийское управление не справилось с изготовлением опытных образцов спаренной установки и отказалось от постановки ее на производство. Это привело к тому, что в I квартале 1932 года пришлось вносить изменения в чертежи башни, а первые 60 башен, изготовленные Ижорским заводом, приспособили под отдельную установку пушки, поскольку в них оказалось технически невозможно вырезать отверстие под шаровую установку ДТ. В таком виде башни вместе станками поступили в войска.Большой танковой программой 1932 года предполагалось, что первые 350 БТ-2 будут вооружены 37-мм пушкой Б-3 и пулеметом ДТ в раздельных установках, а остальные машины - 45-мм пушкой 20К, опытный образец которой прошел испытания во II квартале 1932 года и был принят к производству на заводе № 8. Под эту пушку, спаренную с пулеметом ДТ, для танков Т-26 и БТ-2 были спроектированы новые башни - большего размера. Испытательные стрельбы показали ее надежность. Производство новых башен под 45-мм пушку началось в конце 1932 года на двух заводах: Ижорском и Мариупольском. Ижорский выпускал башни усовершенствованного типа (с большой нишей), а Мариупольский изготовил 230 штук с малой нишей. Однако на танках БГ-2 ни тот ни другой вариант не использовали.

В1932-1933 годах выпустили 610 танков БТ-2, из которых 350 не имели пушек. Вооружить их штатной пушкой Б-3 не представлялось возможным, так как завод № 8 выпускал ее без разработанного техпроцесса, кустарным способом. Заказ на 350 пушек так и не был выполнен полностью.Еще один вариант вооружения танков БТ-2 -установка 7,62-мм спаренного пулемета Дегтярева ДА-2 - проходил испытания в июне - июле 1933 года и был рекомендован для вооружения танков БТ, причем монтаж проводили силами воинских частей.В 1933 году там же развернулось серийное производство танка БТ-5. И опять завод столкнулся с трудностями, как и при выпуске БТ-2. Правда, справиться с ними удалось в более сжатые сроки. Так, для освоения более сложной по своей конструкции башни завод изготовил 30 экземпляров из обычной стали и 10 - из некаленой броневой с обязательством впоследствии заменить их броневыми. Производство башен все время запаздывало, и только в 1934 году, благодаря подключению к этой работе Ижорского завода и фактической унификации башенной установки с Т-26, удалось ликвидировать разрыв между выпуском корпусов и башен и приступить к замене в воинских частях обычных стальных башен броневыми. Всего в войска поступило 1884 танка БТ-5.
вернуться

СТАТЬИ

Показать все статьи

ФОТОГАЛЕРЕЯ



 
 
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
© 2010 Танковедия.ру - большая энциклопедия танков.
Танки всех стран мира. Танки периода первой, второй мировых войн, современные танки.
Яндекс цитирования