Все танки мира Первые танки      Межвоенный период      Танки второй мировой      Современные танки
Домой   Карта сайта   Контакты
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
СССР Германия США Англия Россия Украина Франция Япония Израиль Корея
 
 
Танковедия - большая энциклопедия танков. Все танки мира, танки всех стран мира.

Причины потерь немецких танковых армий


Постоянная нехватка запчастей и порой ненадежное техническое обслуживание на протяжении всей войны служили причиной потерь немецкой танковой армии. Сложная конструкция «Тигров» требовала особого внимания, их нельзя было отремонтировать на месте, поэтому члены экипажа часто уничтожали или просто оставляли танки на поле боя.Нет никакого сомнения в том, что без ремонтных подразделений и подразделений технического обслуживания, без постоянных поставок запчастей и без мастерства механиков и всех технических служб история «Тигра» как главного оружия танковых войск была бы гораздо короче! Однако до нас дошло очень немного сведений о работе подразделений технического обслуживания, поэтому мы точно не знаем, как именно была организована работа этих рот-мастерских.Тем не менее мы располагаем некоторой информацией о ремонтной роте 503-го тяжелого танкового батальона, воевавшего в России. Этот батальон -прекрасная иллюстрация жизни тяжелых танковых подразделений, развернутых на Восточном фронте. Вот описание того, что происходило между 5 июля и 21 августа 1943 года.

Для того чтобы военная техника могла возобновить участие в военных действиях, необходимо, чтобы бригады механиков быстро отреагировали напроблему, а также чтобы в распоряжении ремонтников имелись в необходимые запчасти. Без этих деталей машины отремонтировать было невозможно. На запчасти часто разбирали технику, не подлежавшую восстановлению.На протяжении всей войны снабжение запчастями было слабым местом немецких моторизованных подразделений.Подразделения не щадили свою транспортную технику. Во второй половине войны, в частности на Восточном фронте, огромное количество запчастей было потеряно во время отступления.Некоторые важные детали были отправлены напрасно, например, в Италию во время отступления войск стран Оси.Во время переброски с Сицилии на Апеннинский полуостров 504-й тяжелый танковый батальон, приписанный к танковой дивизии «Герман Геринг», с горечью докладывал:«Из-за проблем с транспортом танковая дивизия “Герман Геринг” не смогла взять с собой все запчасти. Колеса, комплектующие ходовой части и другие детали, а также 80 т боеприпасов калибра 88 мм было оставлено на месте и затем стало добычей противника».Из-за многочисленных потерь на море во время кампании в Тунисе также наблюдались трудности со снабжением запчастями, поскольку большое количество транспортных судов былопотоплено противником в Средиземном море. Этот разрыв в цепи материально-технического обеспечения стал причиной большого количества проблем, с которыми столкнулись подразделения тяжелых танков, отправленные в этот регион.

Техническая поддержка и ремонт неисправностей всех видов техники, оружия и оборудования танкового батальона обычно выполнялись офицерами-механиками и офицерами материально-технического обеспечения. Первые входили в состав вермахта и специализировались на ремонте передвижных транспортных средств, вторые занимались оружием, бортовым оборудованием и боеприпасами.Главный механик 501-го тяжелого батальона в своем отчете подробно описал ситуацию с танками «Тигр» в конце января 1943 года:«После первых поломок нам удавалось ежедневно поддерживать в рабочем состоянии три из пяти танков “Тигр”. Отремонтировать поврежденные танки “Тигр” было бы гораздо проще, если бы батальон располагал необходимыми запчастями, и если бы второй взвод роты-мастерской вместе с персоналом, который все еще находился в Трапани (на Сицилии), был отправлен в Тунис».В большинстве случаев механикам эшелона технического обслуживания и ремонтных рот ничего не оставалось, кроме как снимать детали с не подлежавших восстановлению «Тигров» или танков, которые получили небольшие повреждения, но не могли быть отремонтированы из-за нехватки новых деталей.

Процесс, который получил название «каннибализация», был широко распространен не только в подразделениях панцерваффе, но и во всех моторизованных подразделениях различных войск, принимавших участие во Второй мировой войне. Один из механиков 501-го тяжелого танкового батальона вспоминает:«В первый же боевой день один из “Тигров” был выведен из строя: одно из направляющих колес было подорвано миной. Поскольку у нас не было другого такого же колеса, этот танк стал источником запчастей для других поврежденных танков “Тигр”».Вот еще одно свидетельство изобретательности механиков:«На второй день другой “Тигр” упал в реку и был выведен из строя. При попытке отремонтировать танк, сломался трансмиссионный вал. Другого трансмиссионного вала у нас не было. После завершения боев в этом регионе нам удалось позаимствовать необходимую деталь у другого “растерзанного на части” танка “Тигр”, после чего мы смогли вытащить обездвиженный танк».На всех секторах фронта значение ремонтных подразделений и отлаженной цепи снабжения постепенно нарастало. В 1944 году Гельмут Ритген, который позже станет полковником в бундесвере, командовал 2-й ротой 130-го танкового учебного полка, участвовавшего в оборонительных операциях во время высадки союзников в Нормандии.Солдат описывает ситуацию, с которой ему пришлось столкнуться:«Все ночи до утра в трудных условиях солдаты эвакуационного батальона без устали работали на поле боя. Усилия роты-мастерскойкоторая занималась ремонтом танков (полк был оснащен танками “Пантера” и Panzer IV), несмотря на очевидную нехватку транспортных средств и запчастей, невозможно оценить.Во время устранения повреждений наших танков после артобстрела на Рождество 1944 года рота понесла большие потери, чем те, что нанес противник»*.Награды за храбрость вручались солдатам из боевых подразделений. Но в хорошо обученных ротах нередко солдаты эшелонов технической поддержки или ремонтных подразделений находились в танках, заменяя членов экипажей с ведома командиров.

В отдельных случаях командиры представляли механиков, которые по стечению обстоятельств становились бойцами, к награждению Железным крестом.Но на такие ухищрения надо было идти не всегда. Иногда подразделения технического обслуживания участвовали в ближнем бою в окопах и тогда солдаты вместо отверток и гаечных ключей брали в руки винтовки и другое оружие.Существуют медали, которыми награждали членов ремонтных подразделений. Крест «За заслуги во время войны» (Kriegsverdienstkreuz или KVK), был учрежден 18 октября 1939 года для награждения как штатских, так и военных лиц.Как и Железный крест, эта награда могла быть двух степеней и двух видов. Крест «За заслуги во время войны» с мечами (KVK mit Schwertern) присуждался за особые заслуги в бою. KVK без мечей вручался за особые отличия во время действий за линией фронта противника.На протяжении всей войны Рыцарский крест Креста «За заслуги во время войны» (Ritterkreuz des KVK) и очень редкий Золотой рыцарский крест «За заслуги во время войны» (Goldene Ritterkreuz des KVK), который вручили всего два раза, были самыми высокими наградами в этой категории.Крест «За заслуги во время войны» второго класса был вручен около 2,7 млн раз, первого класса -140 ООО раз. Среди лиц, получивших эту награду, специалист фирмы «Майбах», который служил в 101-м тяжелом танковом батальоне СС. Обер-шарфюрер Сепп Хафнер награжден в сентябре 1943 года Крестом «За заслуги во время войны» с мечами за участие в боях Курской битвы через несколько недель после ее завершения.В отчете Рейнгольда Бауэра есть рассказ об участии в боях солдат в рабочих спецовках. В начале июля 1941 года под Слонимом в центральном секторе Восточного фронта водитель Panzer III наблюдал, как ремонтная рота остановила советское продвижение:«Ремонтная рота чинила танки, чтобы привести их в рабочее состояние как можно быстрее, и несколько танков находились на платформах. Они были закреплены и не могли больше передвигаться самостоятельно. Внезапно появившиеся советские танки вызвали переполох. Механики отреагировали быстро, они забрались в башни и начали теснить противника.Русский танк, орудие которого, возможно, заклинило, попытался наехать на немецкий танк, чтобы сбить его. Но был уничтожен прямым попаданием в результате выстрела из бронебойного орудия, который произвел один из механиков, спрятавшийся в башне ремонтируемого танка».


вернуться

СТАТЬИ

Показать все статьи

ФОТОГАЛЕРЕЯ



 
 
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
© 2010 Танковедия.ру - большая энциклопедия танков.
Танки всех стран мира. Танки периода первой, второй мировых войн, современные танки.
Яндекс цитирования