Все танки мира Первые танки      Межвоенный период      Танки второй мировой      Современные танки
Домой   Карта сайта   Контакты
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
СССР Германия США Англия Россия Украина Франция Япония Израиль Корея
 
 
Танковедия - большая энциклопедия танков. Все танки мира, танки всех стран мира.

Револьвер системы "Галан"



Револьвер системы «Галан» производства «Льежской мануфактуры огнестрельного оружия» (Русский заказ) из коллекции Тульского государственного музея оружия
.

Сведения о стрелковом оружии русского флота крайне неполны и обрывочны, эта интереснейшая тема ещё ждёт своих исследователей. В этой статье авторы подробно рассказывают об одном из самых известных и одновременно таинственных образцов такого оружия, а именно: об абордажном пистолете-револьвере обр. 1870 г.


Эта история началась с того, что к авторам статьи обратился за консультацией один из европейских коллекционеров. Он хотел пополнить свою коллекцию револьвером системы Галана, стоявшим на вооружении Русского императорского флота. Само это желание достойно уважения, и можно было только пожелать успехов ищущему. Но ... коллекционер уже нашёл продавца, коим был небольшой антикварный салон, и уже получил от него фотографии раритета. Оружие, предложенное коллекционеру анонсировалось именно как русский морской револьвер системы Галана.Подобные предложения на антикварном рынке обычно ничего, кроме улыбки, не вызывают. Как правило, под видом «русского» анонсируют любой «Галан», который более или менее похож на образцы, изготовляемые для

России в Бельгии. Причём считается, что если на нём стоит клеймо мануфактуры братьев Наган (Fabrique d'armes Emile et Leon Nagant, Quai de I'Ourthe, 41 a Liege), то сомнений в «русскости» револьвера вообще быть не может. И ценник соответственно задирается в надежде, что кто-нибудь из богатых коллекционеров соблазнится на красивую атрибуцию. Обратившийся к нам, всё это прекрасно знал, и просил нас определить подлинность предложенного ему образца.И вот фотографии у нас в руках... Взглянув на них, мы пришли в состояние изумления, ведь потрёпанный жизнью револьвер 1877 г. изготовления на фото нёс на себе клейма оружейной фабрики Николая Ивановича Голь-тякова. Клеймение, исполненное несколько небрежно и в процессе бытования частично стёртое, для специалиста абсолютно понятно. Как читатель может уже понять, находка неописанного револьвера Гольтякова уже само по себе событие знаменательное. Но ... скоро появились и сомнения, причём очень весомые.

Револьвер на фото имел курок, исполненный воедино с бойком, а «как известно», классический револьвер системы Галана, произведённый Н И. Гольтяковым в Туле, имеет боёк, исполненный отдельно от курка и помещённыйв раме. Первая мысль была, что кто-то ради получения выгоды подделал клейма и превратил рядового «бельгийца» в раритет. Что удивительно, про Гольтякова в салонной атрибуции не было ни слова. Неровное клеймение, если бы подделывали, то наверняка сделали бы лучше. Всё очень походило на подлинник, но вот курок и, следовательно, рама не соответствовали общепринятым описаниям. Спорить с такими аргументами было трудно.

Для подтверждения своих выводов и отчистки совести мы обратились к И.Б. Пинку  замечательному специалисту по истории русского оружия, ведущему специалисту Государственного тульского музея оружия, автору отличной статьи по истории морских «Галанов». И самое главное, в коллекции тульского музея есть «Галан» Гольтякова, и мы могли сверить хотя бы клеймение на соответствие. Но ... тут нас ждало разочарование... Игорь Борисович не сказал ни да, ни нет мало информации для ответа на такой сложный вопрос. А с тульским музейным Галаном вышло фиаско. Клеймение мы сверить не смогли, дело в том, что этот «Галан» прошёл «реставрацию», во время которой был отшлифован, и родное клеймение утрачено. Единственно, что на нём было читаемо это номер «879», и известен год его выпуска — 1879 г. Значение этого номера превышала практически на шесть сотен значение номера «Галана», атрибуция которого стала для нас уже принципиальной задачей.

Что же нам известно было из теории? То, что Н.И. Гольтяков долгое время пытался получить заказ на морские револьверы, сначала его предложения отвергли, а затем заказ он всё-таки получил, и с 1878 г. изготавливал револьверы по образцу согласно представлению генерал-лейтенанта Пестича, то есть с раздельным курком и бойком. Но... как же тогда воспринимать исследуемый револьвер 1877 г.? Почему Гольтяков изменил принятую схему? Выпускал ли он «Галаны» «стандартного исполнения»? Вопросов появилось множество. Стало понятно, что без серьёзного исследования истории появления и производства «Галана» в Российской империи не обойтись.

ШАРЛЬ-ФРАНСУА ГАЛАН И ЕГО РЕВОЛЬВЕР

Для начала скажем несколько слов об авторе этой своеобразной конструкции револьвера. Оружейник Шарль-Франсуа Галан (Charles-Frangois Galand, 1832-1900 гг.) по происхождению был французом, большую часть жизни проработавшим в Льеже (Rue Vivegnis 296, потом rue de la Loi, 7), при этом имевший и свой филиал во Франции, в Париже (Rue D'Hauteville, 13). Галан получил репутацию одного из лучших конструкторов револьверов гражданского и военного назначения. Так было до 1873 г., когда он проиграл в конкурентной борьбе системе Шамело-Дельвиня (Chamelot-Delvigne).Известность Галан получил благодаря конструкции своего револьвера, который называли «Галан-Соммервиль» и «Галан-Перрин» в зависимости от имени автора конструкции (владельца патента) и непосредственно производителя («Braendlin, Sommerville & Company», 3 Lower Loveday Street, Birmingham и «Louis Perrin, & Cie Bte», Paris). Эти компании купили лицензионное право на несколько лет на производство таких револьверов и несколько их переработали под свои патроны центрального боя.

Изначальная конструкция была разработана и запатентована в 1868 г., она представляла собой револьвер с открытой рамкой и ударно-спусковым механизмом двойного действия. Барабан был шестизарядным, а извлечение гильз производилось при помощи укреплённого под стволом и рамкой рычага, который служил ещё и частью предохранительной скобы. Первые образцы револьвера производились на заводах «Брендлин, Соммервиль и К°» в Бирмингеме (Великобритания) и «Луи Перрин и К°» в Париже (Франция). Но уже в октябре 1868 г. производство револьвера Галана также было организовано в Льеже. Бельгийский образец получил большее признание, из-за хороших продаж на гражданском рынке. Револьверы Галана в калибре 12 мм и «спортивные» варианты (Galand Sprotsman) очень скоро стали популярными.

Не только в Европе, но и в Америке револьвер был популярен и известен, В сентябре 1869 г. подполковник Джордж Армстронг Кастер, команующий 7-м кавалерийским полком США, вместе с женой Л иби и братом Томом расположились лагерем в долине Биг Крик недалеко от Форт Хайса, Канзас. Здесь подполковник организовал охоту на бизонов для своих гостей — английских лордов Беркли Чарльза Сидней Пэджета и Генри А. Кавендиша. В знак благодарности Беркли подарил Джорджу и Тому Кастерам револьверы «Галан-Соммервиль» калибра 0,44» (.44 Galand-Sommerville) и «№. 1 Веблей» Королевской полиции Ирландии обр. 1867 г. калибра 0,442" (.442 calibre 1867 Webley R.I.C. Revolver No.1) каждому. Что интересно, 4 апреля 1995 г. револьвер «Галан-Соммервиль», подаренный Тому Кастеру, был продан на аукционе «Баттерфилд и Баттерфилд» в Сан-Франциско, за 77000$.

После войны во Франции 1870 — 1871 гг. Галан принимает участие в конкурсе на новый револьвер. Сначала он представил улучшенный образец револьвера модели 1868 г., но постоянная комиссия для выбора системы нового револьвера в военно-стрелковой школе в Венсене (Vincennes) поставила обязательное условие — револьвер должен иметь монолитную неразъёмную рамку. По этой причине Галан в 1871 г. сделал «усовершенствованный» револьвер под патрон 11 мм Галан и/или 11,1 мм Шамело-Дельвинь, который отличался закрытой рамкой и ударно-спусковым механизмом системы Шино-Мариетта (Joseph Chaineux-Guillaume Mariette). Этот револьвер был запатентован в Великобритании (патент № 2308 от 2 августа 1871 г.) и во Франции (патенты от 28 февраля, 24 июня и 24 сентября 1872 г.).
Комиссия по выбору системы нового револьвера в 1873 г. отклонила систему Галана образца 1871 г. (причиной этого послужили всего лишь слишком маленькие дверца, открывающая каморы барабана, и головка шомпола-экстрактора. Победил Шамело-Дельвинь обр. 1873 г. Но в это время Галан уже начал «кампанию» по продвижению своего оружия в России.

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ РЕВОЛЬВЕРА СИСТЕМЫ ГАЛАНА В РОССИИ

Работ на эту тему очень мало, ценная информация есть только в двух статьях И.Б. Пинка и И.М. Суханова. Как пишет в своих исследованиях И,М. Суханов, изначально специалистов морского ведомства привлекла статья N. Libioulle, опубликованная в брюссельском журнале «Le Franc Tireur» в 1869 г. В ней давалось техническое сравнение изобретённого оружейным фабрикантом Шарлем-Франсуа Галаном револьвера с уже существующими системами оружия. Этот револьвер был лишён многих негативных особенностей, присущих капсюльным «Кольтам», стоящим на вооружении русского флота. Ещё в 1867 г. на учебном фрегате «Севастополь» были проведены стрельбы из 80 таких револьверов, которые выявили целый комплекс недостатков. Проводившие испытания офицеры высказывали мнение о целесообразности замены «Кольтов» двухствольными казнозарядными пистолетами, которыми планировалось вооружить боцманов, унтер-офицеров, рулевых и сигнальщиков, находящихся на верхней палубе, и матросов второго взвода первой абордажной партии, которому при абордаже полагалось находиться за первым взводом, имеющим винтовки, и вести беглый огонь по противнику. Также рассматривался вариант использования однозарядных пистолетов системы Ремингтона («rolling block»).

В револьвере системы «Galand» недостатки капсюльного оружия были устранены благодаря использованию унитарного металлического патрона центрального боя. Эти револьверы отличались высокой скорострельностью, достигавшейся за счёт быстрой экстракции стреляных гильз из барабана. Выбрасывание всех гильз происходило одновременно с помощью длинного рычага, который был соединён шарниром с передней частью рамки револьвера. При этом «хвост» рычага представлял собой спусковую скобу. Экстрактор имел форму диска с отверстиями для патронов. Когда рычаг поворачивали, ствол и барабан продвигались вперёд. При этом экстрактор несколько отставал от них, отделялся от барабана и, таким образом, извлекал все стреляные гильзы из камор. С целью ознакомления с револьвером системы «Галан» Инспекторский департамент опубликовал его подробное описание (циркуляр № 35 от 30.03.1869 г.).

Специалисты морского ведомства обратили внимание на это описание и по достоинству оценили характеристики револьвера системы Г алана. В середине июля 1869 г. морское ведомство принимает решение заказать несколько револьверов этой системы. История становится очень примечательной, когда мы узнаём, кому было поручено организовывать этот заказ. В это время в Бельгии находился Николай Михайлович Баранов, убывший в заграничную командировку ещё 10 мая 1869 г. В счёт открытого там на его имя кредита (195522 франка) Николай Михайлович для винтовки своей системы закупал у бельгийского фабриканта Фюсно 2016 тыс. патронных гильз из красной меди с капсюлями типа Бердан, у мастера Рейхеля заказывал машинки для запрессовки гильзы, оформлял заказ на 10 млн капсюлей.

Баранов занялся и револьверами. Он обратился в канцелярию Морского министерства с предложением разрешить ему покупку револьверов системы Галана из служебных денег (30 тыс. франков), оставшихся от закупки капсюлей, и отправки их в Россию морем. Полученный ответ от генерал-адмирала Великого князя Константина гласил: «Закупка скорострельного пистолета-револьвера системы «Галан» Высочайше разрешена. Покупка возложена на лейтенанта Баранова». Почти одновременно поступило письмо, направленное 28.01.1870 г., лейтенанту Баранову и от управляющего Морским министерством Н.К. Краббе: «Вам поручается осуществление контроляь за изготовлением первого экземпляра револьвера системы «Галан», проведение его испытаний, а в дальнейшем и всей партии (500 шт.). Кроме того, Вам необходимо заказать по 150 патронов и принадлежности для каждого револьвера. Если денег окажется недостаточно, то Вам даётся право самостоятельно сократить количество патронов, покупаемых в Бельгии. Пистолеты и патроны должны быть доставлены в Петербург не позднее 1870 г.».

В процессе наблюдения за изготовлением первого экземпляра револьвера «Галана» Баранов внёс несколько изменений в его конструкцию, которые вместе с чертежами револьвера выслал в канцелярию Морского министерства. В пояснительной записке своего отчёта он писал: «При моей отправке в командировку в Бельгию генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич выразил сомнение в надёжности способа запирания ствола револьвера. Действительно, при проверке револьвера этот недостаток мною был вскрыт». Сам Шарль Галан предложил другую конструкцию способа запора ствола в казённой части для «русских» револьверов. Но конечной была избрана конструкция запора, предложенная капитаном французской артиллерии Лепре, — конструкция с качающимся рычагом на двойной пружине.

Важный недостаток был обнаружен и у бойка курка, который был расположен перпендикулярно к поверхности капсюля. В ряде случаев это приводило к сквозному пробиванию капсюля и к прорыву газов. Изменением конфигурации спусковой лодыжки курка этот недостаток был ликвидирован. Теперь накол капсюля бойком происходил по касательной. Частично были изменены размеры и внешний вид «ложи».Стала другой форма спускового крючка, изменены нарезы, неравномерная крутизна которых была заимствована у системы Генри. 19 января 1870 г. Баранов заключил контракт с фабрикой Льежского Оружейного (Льежской мануфактурой огнестрельного оружия) общества на поставку в С.Петербург к 25 июня 1870 г. 505 револьверов Галана.

Выбор патронов для револьвера «Галан» вынудил Баранова провести сравнительные испытания нескольких образцов, в ходе которых были выявлены преимущества патронов, изготовленных на фабрике «Фюсно», с которой Николай Михайлович имел тесный контакт. Вместо красной австрийской меди стали использовать латунь, что позволило понизить стоимость гильз до 60 коп. с пуда. Это дало возможность заказать для каждого экземпляра револьверанепо150,апо170 патронов, т.е. 10 250 дополнительных патронов (по 55 франков за тысячу штук). Кроме того, за 150 франков была приобретена и машинка для переснаряжения патронов. Баранову удалюсь договориться с фабрикантами о том, чтобы использовать в револьверных патронах капсюли охотничьих моделей, которые могут изготавливать и на российских предприятиях.Итогом работы Баранова в командировке стал контракт, заключённый с управляющим «Общества бельгийских оружейников»

Де-Пьерпоном, Это позволило учесть все конструктивные замечания и пожелания Николая при изготовлении всей партии револьверов. В процессе договорённостей были оговорены материалы, цены, комплектность поставки:

1) сталь и железо должны быть высокого качества, а для «ложи» использовать ореховое дерево;
2) стоимость каждого револьвера 55 франков;
3) стоимость оружейной принадлежности 3 франка;
4) отвёртка придавалась каждому пятому револьверу;
5) клещи полагались каждому пятому револьверу;
6) промывальник выдавался для каждого второго револьвера;
7) на револьверах должны были стоять клейма бельгийского Артиллерийского опытного комитета, удостоверяющие качества металла и прочность стволов.

Фирма «Фюсно и К°» получила заказ на изготовление 86 тыс. боевых патронов. Был определён и срок доставки револьверов в Петербург не позднее 25 июля 1870 г.Поступившие из Бельгии в Петербург револьверы были подвергнуты сравнительным испытаниям Комиссией морских артиллерийских опытов 16 сентября 1870 г. по приказанию Управляющего морским министерством. Уже тогда револьвер называли «образцом 1870 года» и поясняли, что это система «Galand» «с изменениями, сделанными в этой системе, по указанию Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала».

Для начала взвесили испытуемых и их «иностранных коллег»:

1) «Образец 1870 года» — 2 фунта 51 золотник (1037 г);
2) «Кольт», состоящий на вооружении нашего флота, — 3 фунта 51 золотник (1445 г);
3) «Лефоше» (французский флот) — 2 фунта 60 золотников (1073 г);
4) «Адамс» (голландский флот) — 2 фунта 90 золотников (1202 г);
5) «Кольт-Адамс» (английский флот) — 2 фунта 72 золотника (1126 г),

Затем конкурсанты были в заряженном состоянии положены в воду и по прошествии часа опробованы стрельбой. «Галан» сработал без осечек, у «Кольта» была одна осечка, и один заряд отсырел. Механизмы револьверов работали исправно. Далее испытали скорострельность и скорость заряжания. «Кольт» был заряжен, и из него произвели шести выстрелов, на это ушло три минуты. «Лефоше» проделал тоже самое за одну минуту пять секунд. Из «Галана» за три минуты произвели 18 выстрелов.Потом «Галан» испытали тремя выстрелами пропиленными патронами. Несмотря на прорыв газов, револьвер действовал совершенно исправно. Затем, не прочищая револьвер, из него сделали 120 выстрелов, револьвер действовал также исправно. Наступила очередь испытаний на прочность. «Галан» с расстояния трёх сажень (6,4 м) дважды бросали в брёвна поломок не было. Испытания продолжили, необходимо было определить пробивное действие пуль, однодюймовую (25,4 мм) доску навылет пробили пули «Галана», «Кольта», «Лефоше», двухдюймовая (50,8 мм) — оказалась, в отличии от двух других револьверов, «Лефоше» не по зубам.

На основании этих опытов Комиссия приняла решение, «что револьвер Galand, со сделанными в нём изменениями, не представляет никакого недостатка в сравнении с револьверами других систем, превосходя их во многих отношениях, а главное — громадным преимуществом в скорости стрельбы, чрезвычайною простотою приёмов при заряжании, которая даёт возможность легко заряжать и перезаряжать пистолет, не стесняясь даже и темнотою, а также и во время морозов». Комиссия отметила положительную особенность наличие самовзвода, но при этом отметила, что самовзвод требует осторожности в обращении.

Приказом Управляющего Морским ведомством №33 от 12 марта 1871 г. револьвер системы Галана с изменениями, сделанными по указанию Константина Николаевича, был принят на вооружение русского флота под наименованием «абордажный пистолет-револьвер образца 1870 г.». 15 марта Акт сравнительных испытаний вместе с письменным докладом Морского министерства был представлен на рассмотрение Императору Александру II. В докладе указывалось: «С Вашего Высочайшего разрешения Морское Ведомство приобрело в Бельгии 505 абордажных пистолетов-револьверов и к ним 86 тыс. патронов. Приобретённые револьверы были выданы в первую очередь на суда, уходящие в заграничные плавания. Для снабжения прочих судов флота прошу разрешить заказать в Бельгии револьверы новой конструкции через посредничество лейтенанта Баранова, опять командируемого за границу для закупки ещё 500 абордажных револьверов образца 1870 г. и к ним 75 тыс. патронов (по 150 ед. на каждый). Эта покупка обойдётся нам в 10 тыс. рублей. Для укомплектования всех судов Балтийского флота требуется до 5 тыс. револьверов. Баранову дано письменное задание на покупку 500 револьверов и доставку их в Санкт-Петербург до ноября — декабря месяца 1871 г. Подписал: Генерал-адмирал Константин» . 17 марта 1870 г. доклад был возвращён и Морское министерство. На докладе теперь уже была революция «Высочайше разрешаю. Александр II».

Для оплаты второй партии револьверов «Галан» Баранову было дано разрешение взять деньги из оставшейся суммы от предыдущей закупки (39 410 франков 91 сантим).

17 декабря 1871 г. Баранов доложил в Артиллерийский департамент Морского министерства: «Бельгийский фабрикант Де-Пьерпон, на заводе которого был выполнен для нас заказ на изготовление револьверов, сообщил мне, что теперь у него на заводе приспособили станки к автоматическому изготовлению продукции нового образца. Этим создались условия снижения закупочной цены для последующих заказов по изготовлению у него револьверов «Галан». Кроме того, Де-Пьерпон предложил мне ещё один вариант оплаты на будущие работы в виде сдачи старых (признанных негодными) револьверов, изготовленных ранее его фирмой и теперь находящихся на складах в арсеналах России».

Первыми судами отечественного флота, экипажи которых были снабжены «Галанами», стали фрегат «Светлана» — 200 револьверов и 9600 патронов, корвет «Богатырь» — 62 револьвера и 2976 патронов, клипер «Абрек» — 44 револьвера и 2112 патронов, канонерская лодка «Жемчуг» — 54 револьвера и 2592 патронов. Эти суда в соответствии с «Положением № 49 от 5 мая 1868 г.» снабдили и «чушками» (кобурами), изготовленными в Санкт-Петербургском порту.Оставшиеся от первой партии «Галаны» были распределены таким образом: 50 револьверов было отправлено в учебный Артиллерийский отряд, а оставшиеся с 8500патронами отправили в порт Николаев для кораблей Черноморского флота.

Но с новыми револьверами не всё было гладко. На фрегате «Светлана», корвете «Богатырь» и клиперах «Абрек» и «Жемчуг» в ходе их заграничного плавания были проведены испытания нового оружия, в результате чего выявился ряд его недостатков. Так, во время стрельбы было много осечек, а в ходе испытаний в июле 1872 г. у одного из револьверов даже разорвался ствол. Для выяснения причин этих неисправностей была создана комиссия под председательством капитан-лейтенанта Геркена.

Вторая партия изготовленных в Бельгии «Галанов» прибыла в Санкт-Петербургский порт 26 июня 1872 г. Закупленные револьверы были подвергнуты приёмным испытаниям на Волковом поле. Все «Галаны» оказались исправными, но было отмечено значительное количество осечек.

29 июня 1872 г., по распоряжению товарища управляющего морского министра было выдано 102 «Галана» и 4896 патронов к ним на корвет «Аскольд», который готовился к уходу в заграничное плавание. 11 июля 1872 г. было выдано 10 револьверов на шхуну «Киласуры». Один револьвер, по личному указанию Великого князя Константина Николаевича, был направлен в Тулу для мастера Николая Ивановича Гольтякова, который должен был изготовить 10 пробных револьверов для проведения испытаний. Здесь разные источники дают противоречивую информацию о количестве направленных Гольтяко-ву револьверов. Но факт остаётся фактом: придворный оружейный мастер, поставщик двора Его Императорского Величества Н.И. Гольтяков брался за изготовление «Галанов» для флота.

Через шесть недель Гольтяков изготовил и представил на пробные испытания пять револьверов системы Галана. 4 декабря 1872 г. револьверы Гольтякова были испытаны в его присутствии на Морской батарее Волкова поля. Для облегчения револьвера и «более изящного его вида» Н.И. Гольтяков уменьшил размеры некоторых деталей. Но как в ходе этих испытаний, так и в ходе следующих, когда Н.И. Гольтяков предоставил улучшенные револьверы, был выявлен ряд недостатков, в частности во всех пяти револьверах сломалась одна и та же деталь (центральный стержень).15 марта 1873 г. председатель Морского технического комитета контр-адмирал Шварц, донёс в канцелярию Морского министерства: «Гольтяков пока не готов производить доброкачественные револьверы «Галан», поэтому ему следует отказать в заказе на массовое изготовление». Гольтяков забрал свои револьверы для переделки и запросил разрешения заменить Златоустовскую литую сталь, для револьверных деталей, зарубежной маркой стали. Однако Артиллерийское отделение Морского технического комитета своё согласие на такую замену не дало.

В марте 1873 г. Морское министерство, убедившись, что Н.И. Гольтяков «не в состоянии приготовить пистолеты, удовлетворяющие боевым требованиям и не уступающие пистолетам, доставленным из Бельгии», принимает решение не предоставлять ему заказ на револьверы, а заказать 1 033 револьверов и 154 950 патронов к ним в Бельгии через капитан-лейтенанта Н.М. Баранова.Лишь к концу 1873 г. Гольтяков представил в Артиллерийское отделние изготовленные им «Галаны», которые в процессе проведения пробных испытаний оказались качественными, и их впоследствии демонстрировали на Московской Политехнической выставке.

25 марта 1873 г. генерал-адъютант Н.К. Краббе письменно обратился к генерал-адмиралу Великому князю Константину с ходатайством: «В связи с острой нехваткой револьверов для корабельных абордажных партий судов необходимо сделать дополнительный заказ в Бельгии па изготовление 1 тысячи револьверов «Галан» Согласие вышестоящих начальников было получено, и капитан-лейтенант Баранов вновь отправился в заграничную командировку с целью приобретения для нужд флота 1 тыс. револьверов и 150 тыс. патронов.

15 мая 1873 г. Баранов направил донесение в канцелярию Морского министерства о том, что он заказал изготовление нескольких револьверов «Галана» и оговорил с изготовителями вопрос о проведении с этими образцами пробных испытаний. После испытаний он будет составлять контракт с фабрикантами Малербо (Malherbe Philippe Joseph, «Malherbe fils», «Malherbe & Cie», Liege), Виварио (Nicholas Vivario Plomdeur, Rue des Augustins 27 a Liege), Де-Пьерпоном («Общество бельгийских, оружейников» — «Льежская мануфактура огнестрельного оружия» («Manufacture Liegeoise d'armes a Feu», Rue des Vertbois, 54 a Liege)) и Фюсно (Charles Fusnot, Bruxelles et Liege).Планировалось, что стоимость третьей партии револьверов будет меньшей, чем стоимость первых двух. В сообщении в канцелярию Морского министерства Баранов докладывал, что сделал заказы на изготовление абордажных револьверов образца 1870 г. И патронов к ним: фирмам Де-Пьерпона и Малербо — 750 револьверов по цене 15 руб. 88 коп. за каждый, фирме Виварио 250 револьверов по цене 52,5 франков, фирме Фюсно — 150 тыс. патронов по 56,5 франков за каждую тысячу штук.

27 ноября 1873 г. капитан-лейтенант Баранов сообщил, что в Империю отправлены: фирмой Де-Пьерпон 750 револьверов на сумму 11910 руб., фирмой Виварио 282 револьвера на сумму 14 857 франков, фирмой Фюсно 156 тыс. патронов на сумму 9119 франков.20 декабря 1873 г. все 1027 револьверов прибыли в Артиллерийскую часть Санкт-Петербургского порта. Вместе с револьверами поступило 208 отвёрток, 518 промывальников, 154 тыс. патронов. Вскоре в Санкт-Петебург поступили ещё шесть револьверов и 950 патронов.

Поступившие в Арсенал револьверы третьей партии начали распределяться: 20 револьверов на яхту «Цесаревна», восемь револьверов и 800 патронов в Мраморный дворец для генерал-адмирала Великого Князя Константина Николаевича, несколько револьверов были использованы в качестве призов, выданных командам за достигнутые победы в состязаниях броненосных кораблей, некоторая часть поступила в артиллерийские магазины для продажи их офицерам флота по цене 20 руб. за штуку, остальные револьверы распределили между остро нуждающимися в вооружении кораблями.А что же Гольтяков? Он изготовил ещё несколько револьверов. В начале ноября 1874 г. прошли их испытания, показавшие удовлетворительные результаты. На их основании Морское министерство заказало Н.И Голь-тякову пробную партию на 500 револьверов. В случае положительного результата планировалось заключить договор на поставку 5 500 револьверов «Галана». Для изготовления стволов должна была быть использована литая сталь Обуховского завода. Рама делалась из ковкого чугуна. Для патронов Н.И. Гольтяков предложил гильзу собственной системы.

Морское министерство в конце 1874 — начале 1875 г. заключает с Льежской оружейной мануфактурой дого-на поставку 500 револьверов, а с бельгийским промышленником Фюсно на производство 75 тыс. револьверных патронов. По контракту с Льежской оружейной мануфактурой предусмотривалась взаимозаменяемость только для «главных частей».Находящийся в командировке в Бельгии полковник Морской артиллерии Ф.Н. Яновский получает дополнительное задание найти предприятия, на которых можно заказать револьверы «Галан» образца 1870 г.

Вскоре он докладывает, что в Льеже братья Эмиль и Леон Наганы готовы изготовить 1000 револьверов по цене 62 франка 40 сантимов за каждый. Из этой суммы 5 франков отходило изобретателю Шарлю Галану. 10 января 1876 г. Яновским был заключён контакт с Наганами на поставку 500 револьверов. Впоследствии контакты с Наганами были продлены. И.П. Суханов указывает на следующие поставки 11 января 1879 г. партия 100 револьверов; июль 1879 г. — 250; август 1879 г. — 500. Партии в 100 и 150 шт. прибыли в Петербург в июне 1879 г., партия в 500 шт. реально была отправлена 19 декабря 1879 г.
Согласно отчёту мануфактуры «Fabrique d'armes Emile et Leon Nagant» за четвёртый квартал 1879 г., России были проданы револьверы с запасными частями двух категорий: 5400 простых револьверов системы Галана и 340 револьверов той же системы для офицеров. Все они предназначались для флота и пограничной стражи, подчиняющейся в то время Таможенному управлению Министерства финансов.

Это очень интересные данные, дело в том, что разделение на офицерские и неофицерские Галаны в России не было. Можно предположить, что офицерскими именовались револьверы, закупка которых велась за личные деньги офицеров по их заказу. Здесь же можно видеть, что «Галаны» предназначались не только для флота, но и для пограничной стражи. «Нагановский револьвер» системы «Галан» несколько отличался от своего прототипа. Его калибр составлял 11,81 мм (4,65 линии), стопорная кнопка рычага имела более удобную конструкцию, были и другие незначительные изменения. Каждый револьвер партии имел свой порядковый номер от 1 до 1000.

«ГАЛАНЫ» ГОЛЬТЯКОВА

Вернёмся к заказам на револьверы «Галан», сделанные у Гольтякова. И.П. Суханов пишет «учитывая техническую оснащённость и достигнутую практическую способность изготавливать абордажные револьверы «Галан» на Тульском оружейном заводе (по 500 ед. в каждые 1,5 года), Морское министерство приняло решение с 28 августа 1876 г. начать их производство». Делая анализ всех имеющихся источников, можно предположить, что тут имеется в виду не Тульский оружейный завод, а именно оружейная фабрика Н.И. Гольтякова в Туле. Это подтверждает и И.Б. Пинк: «На тех же условиях (имеется в виду контракт с Наганом. — Авт.) в 1876 г. заключён договор с Н.И. Гольтяковым на поставку 5000 револьверов для российского флота».

Для начала коснёмся типовых различий тульского и бельгийских образцов револьверов. Центральный стержень гольтяковского револьвера имеет меньший вырез под задний шарнир рычага, чем у бельгийских. Следовательно, рычаги тульских револьверов имеют меньшую толщину по сравнению с револьверами из Бельгии. Как предполагает И.Б. Пинк, данное отличие было вызвано стремлением Гольтякова увеличить прочность центрального стержня револьверов собственного производства, оказавшейся, как показали испытания, неудовлетворительной. Однако надёжность стержня формы, указанной в оригинальных чертежах 1871 г., не вызывала нареканий у бельгийцев. Поломка центральных стержней тульских револьверов была вызвана скорее всего качеством металла или различиями в технологии их производства на бельгийских предприятиях и на фабрике Гольтякова.

Главное отличие заключается в конструкции бойка, т.н. «передаточный бой» (как покажем дальше, это относится не ко всем револьверам выпуска Гольтякова): у бельгийских пистолетов он представляет собой одно целое с курком, тогда как в тульском револьвере боёк является отдельной деталью, соответственно различны конструкции задней части рамы Фактически идея Гольтякова была новаторской и впоследствии широко использовалась в более современных револьверах.

И вот мы подходим к самому интересному месту. Вопрос прежний. Каким должен быть револьвер, произведённый в Туле на оружейной фабрике Николая Ивановича Гольтякова? Ответ на этот вопрос был найден в «Оружейном сборнике» №4 за 1880 г., в котором приводятся материалы Артиллерийского отделения Морского технического комитета, в которых рассматривается «докладная записка приёмщика пистолетов в Туле поручика Кулакова, по поводу представленных мастером Гольтяко-вым пистолетов-револьверов, для сдачи в морское ведомство». Кулаков пишет, что при изготовлении пистолетов с «передаточным боем»,предложенным Гольтяковым «взамен обыкновенного курка с бойком, принятого в системе Галанд, требует более сильной пружины» и представляет большое неудобство по сложности устройства и большому числу мелких частей и пружин, «служащих для передачи удара курка по пистолетному патрону». Поручик Кулаков предлагает упростить механизм Гольтякова, в котором вместо шести частей будет только три. Но самое интересное даже не в этом, а в том, что в небольшой сноске говорится, что вариант, предложенный Гольтяковым, утверждён по представлению генерал-лейтенанта Пестича в 1878 г., и пистолет №557 принят за образец. Всё становится на свои места, Гольтяков начал производство по официальному заказу, а не для испытаний, в 1876 г., скорее всего осенью, его мощности соответствовали 500 револьверам в год. Следовательно, в 1876 г. он смог изготовить не более 180 револьверов, а скорее и того меньше, так как впоследствии Гольтяков подал прошение о сложении с него штрафа за несвоевременную поставку револьверов первой партии. То есть конец третьей сотни номеров чётко попадает на 1877 г. Всё хорошо, но хочется подтвердить это чем-то явным.

Кулаков к своей записке приложил два револьвера с «передаточным боем» своей конструкции. Один револьвер должен служить образцом для переделки револьверов со «старым передаточным боем» по системе Гольтякова, представленных к приёмке или подготовленных к сборке, а другой для тех револьверов, у которых ещё не обрезаны рамы, согласно образцовому пистолету. То есть получается, что и в 1878 г. присутствовали нормальные классические рамы, аналогичные бельгийским. Идём дальше. И вот уже абсолютно явное указание на наличие гольтяковских пистолетов без «передаточного боя». Гольтяков передал на приёмку 117 револьверов. Из них 111 не были приняты, в связи с конструктивными дефектами «передаточного боя», большим количеством осечек, непрочность механизма бойка. Принято же было шесть револьверов С КУРКАМИ ПРЕЖНЕГО УСТРОЙСТВА, то есть без «передаточного боя».

Теперь всё стало на свои места, револьвер, который надо было атрибутировать и который имел всё необходимое «гольтяковское и приёмочное» клеймение до мельчайшей буковки, и не вызывал сомнений ни в чём, кроме этого самого пресловутого «передаточного боя» был реабилитирован. По сути это редчайший экземпляр русского «Галана» первого типа. Загадка разгадана, но история русского «Галана» на этом совсем недосказана. И о «Гольтяковских револьверах» разговор только начат.Итак, револьверы Кулакова. Комиссия Морских артиллерийских опытов начинает их испытывать совместно с двумя бракуемыми Приёмной комиссией револьверами. В опытах принимают участие генерал-лейтенант Пестич и поручик Кулаков.

Опыты подтвердили целесообразность модификации по способу Кулакова, его вариант на испытаниях дал наименьшее количество осечек. Плюсы модификации Кулакова: «передаточный бой» обеспечивал центральность боя, тупой носок бойка не «просекал» капсюль, усилие боевой пружины облегчалось на 1/г фунта (0,2 кг), что в «большей степени обеспечивало непрерывность боя». Но были и минусы в этой схеме: усложнение механизма тремя частями, одна из которых нежная стальная пружина, которую надо держать в чистоте и предохранять от сырости. Было отмечено, что это затруднительно особенно в кругосветном плавании. Артиллерийское отделение определило необходимость переделки револьверов. Но делать это своими силами в мастерских было затруднительно. Не принимать от Гольтякова револьверы, соответствующие образцовому, также было невозможно. Наилучшим выходом было заключить с Гольтяковым соглашение о переделке.

Вопрос стал о том, а какой быть этой переделке. Тут было не всё так просто. Иаилучшим вариантом револьвера был определён первоначальный, аналогичный бельгийскому, с курком, совмещённым с бойком. Но... чтобы переделать револьверы, надо было изготовить 160 новых рам и 233 новых курка. Для уменьшения расходов было решено переделывать револьверы по методу Кулакова. Но с условием, чтобы они ни в чём не уступали испытанному образцу и не отпускались на суда, уходящие за границу, до тех пор, пока не будет подтверждения о прочности мелких пружин и о возможности предохранения их от ржавчины или лёгкой и удобной замене запасными. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что было три основных типа револьверов, выпускаемых Гольтяковым: с курком, аналогичным бельгийским моделям, с «передаточным боем» системы Гольтякова и «передаточным боем» системы Кулакова. Отношения с морским ведомством у Гольтякова сложились неоднозначные. Проще говоря, ему не доверяли. Было определено специальное клеймо, которым клеймились дефектные части. Причиной этого по материалам Артиллерийского отделения было то, что при возвращении дефектных частей Гольтяков их переставляет на вновь изготавливаемые револьверы, и для избегания этого их надо было клеймить (такие детали клеймились клеймом «В.Б.»).

Постоянно от Гольтякова поступали жалобы, он просил принять 266 забракованных револьверов, просил выплатить деньги за четыре револьвера, части которых были изломаны во время проверки качества материала, просил снять с него штраф за просрочку поставки первой партии револьверов. Дело тут, скорее всего, в том, что ставить массовое производство револьверов достаточно сложных в производстве для частного фабриканта было затруднительным. Но Гольтяков справлялся, выполнение контракта шло у него небыстро, но продвигалось. Револьверы были дорогими, стоили по 23 руб. за штуку. Брака было много: тонкие стенки барабанов, слишком большие гнёзда выбрасывателей, значительные зазоры между курком и «коробкой механизма в раме» и т.д. Но Николай Иванович справился, в 1880 г. он поставил флоту уже около 1000 револьверов. Нельзя не отметить и интересные предложения по усовершенствованию «Галана», таким было предложение инженера-механика подпоручика Алексеева. Он ссылался на то, что «ложевая рама» револьвера изготовлена из ковкого чугуна, и это облегчает закрепление боевой пружины по более простому способу, аналогичному «русским» револьверам системы Смита и Вессона, при котором можно регулировать «натяжение» боевой пружины.

БЕЛЬГИЙСКИЕ РЕВОЛЬВЕРЫ

Ж всё ли так было хорошо у бельгийцев? В 1875 г. ж\ они нам поставили револьверы со слишком тонкими стенками барабана, но «тот час же» барабаны были заменены. В 1877 г. Артиллерийское отделение приказало портам осмотреть все бельгийские «Галаны» выпуска до 1875 г. на предмет выявления револьверов с слишком тонкими стенками барабанов. Существовала возможность выстрела при заряжании револьвера, если курок не был поставлен на предохранительный взвод. С «передаточным боем» Гольтякова такое было невозможным.Коснёмся продукции братьев Наган. В Государственном тульском музее оружия присутствует «Галан», произведённый Наганами в 1882 г. Это говорит о том, что свои контрактные обязательства они выполняли как минимум до 1882 г. А насколько качественной была их продукция?

В Санкт-Петербургский порт в конце 1876 — начале 1877 г. поступила партия из 195 револьверов от «Бельгийских фабрикантов братьев Наган». Фактически к этому сроку поступило в Россию около 2000 «нагановских Галанов»), А именно, 9 февраля 1877 г. тайный советник, директор Департамента таможенных сборов Министерства финансов Николай Александрович Качалов (1818 — 1891) выдал братьям Эмилю и Леону Наганам следующий «Сертификат» (потверждение): «2000 штук револьверов системы Галан (deux mille Revolvers Systeme Galand), изготовленных из взаимозаменяемых частей господами Наган — бельгийскими производителями оружия, на предусмотренных условиях своевременно доставлены в Санкт-Петербург, и в настоящее время выполняются отдельные финальные работы согласно договору с Комиссией, назначенной для приёма оружия. Эта Комиссия после тщательного и подробного анализа этих револьверов пришла к выводу, что они полностью соответствуют условиям контракта, сделаны из лучших материалов, имеют отличное качественное исполнение, взаимозаменяемость деталей полная, револьверы, как правило, имеют все необходимые свойства хорошего военного оружия».

Эти строки «Сертификата», принадлежащие перу друга Императора Н А. Качалова, откровенно противоречат действительным результатам оценки той самой упоминавшейся выше «нагановской» партии из 195 револьверов. Действовали они до проверки на взаимозаменяемость деталей хорошо, хотя у некоторых револьверов рычаги имели шатание, барабаны и стволы туго ходили по центральному стержню, три револьвера имели сломанные «ложевые кольца», были некоторые несущественные отклонения от размеров. После смешивания деталей и сборки револьверов выявилось сильное шатание уже у большего количества рычагов, неплотное прилегание, излишняя длина, перекос, отсутствие взаимозаменяемости рычагов; у одного пистолета наблюдалось «заседание» экстрактора в барабане; длины винтов различались;у одного револьвера на шестой раз курок взводился с большим усилием; у другого спуск не отходил на место после нажатия; наблюдалось сильное трение при сдвиге ствола и барабана. Стрельба выявила ещё и другие дефекты: затруднение экстракции гильз, невозможность после серии выстрелов использовать самовзвод, боковое (нецентральное) пробитие капсюлей. По результатам испытаний фабрикантам возвратили 24 пистолета. Как видим,

«Сертификат» и технический отчёт об испытаниях партии в 195 револьверов явно не соответствуют друг другу.Части у револьверов «Наганов» были ненумерованы, это в совокупности с отсутствием взаимозаменяемости стало причиной плохого действия оружия. Присутствующему на испытаниях Гольтякову было рекомендовано нумеровать все части револьверов, чтобы, в случае отсутствия взаимозаменяемости у его продукции, было понятно, какие части от какого револьвера. Проблема обеспечения кораблей флота револьверами обострилась к началу Русско-турецкой войны. На Черноморском флоте из-за нехватки 10ОО револьверов пришлось снабжать экипажи устаревшими капсюльными «Кольтами» и старыми капсюльными гладкоствольными абордажными однозарядными пистолетами обр. 1858 г. Для вооружения уходящих на Дунай судов Морское министерство было вынуждено приобрести у Военного ведомства 700 кавалерийских пистолетов.

В 1881 г. Морское министерство планировало наладить производство револьверов Галана образца 1870 г. на Императорском Тульском оружейном заводе. Так, командир завода генерал-майор Василий Николаевич Бестужев-Рюмин в апреле 1881 г. доложил в Главное артиллерийское управление, что признаёт возможность изготовить на заводе револьверы обр. 1870 г. для морского ведомства согласно условиям Артиллерийского отделения Морского технического комитета, но с некоторыми изменениями, внесёнными приёмщиком штабс-капитаном Кулаковым. С 1874 г. на флот стали поступать револьверы системы Смита и Вессона, которые в начале 1880-х гг. начали постепенно вытеснять «Галаны». Был сделан вывод, что, сточки зрения конструкции, обе модели не имеют существенных преимуществ друг перед другом, но предпочтение следует отдать револьверу Смита и Вессона из-за «технических и хозяйственных» удобств, связанных с использованием модели, одинаковой с образцом, принятым в армии. В 1881 г. великий князь Константин выразил согласие в приобретении револьверов системы Смита и Вессона посредством Военного министерства, а заказ револьверов «Галана» приостановить. Окончательно «Галаны» были выведены из употребления в самом начале XX в.

РУМЫНСКИЙ 11,1-ММ РЕВОЛЬВЕР СИСТЕМЫ ГАЛАН-ЛЕБО ОБР. 1874 Г,

До сих пор преобладало мнение, что и Румыния имела на вооружении классические револьверы Галана ооразца 1868 г. В 1877 г. румынская Комиссия по испытанию вооружения во главе с генералом Ионом Эмануилом Флореску (loan Emanoil Florescu) приказом № 1783 приняла на вооружение нижних чинов артиллерии револьвер системы Галан-Лебо обр. 1874 г. (Revolveur Md. 1874 Galand-Lebeau, произодство «Lebeau Freres» (Жюль и Гюстав Лебо — Jules and Gustave Lebeau), Rue Darchis 34 и Rue Feronstree 95 a Liege). Интересно, что во время войны 1877 — 1878 гг. сербы румынский револьвер называли исключительно «Лебо». Более того, револьвер обр. 1874 г. фактически и был за-патентирован 8 ноября 1873 г. как «Lebeau Freres Brevet» (патент братьев Лебо).

Револьверы обр. 1874 г. были совершенно отличны от русского Галана. Как мы уже упоминали, Галан в 1871 г. для конкурса французкой армии создал «усовершенствованный» револьвер. Именно этот револьвер и стал основой для румынского. Доступ к его механизму был возможен при открытой откидной крышке размером практически на всю левую часть рамки (система Гюнтер-Латуш — Gunter-Latouche). Механизм экстракции гильз сделан по системе Шамело-Дельвиня (Chamelot-Delvigne) обр. 1871 г. Головка стержня экстрактора поворачивается внутрь и примыкает к длинному переднему концу центральной оси барабана. Она удерживается на месте с помощью пружинного выступа с левой стороны рамки. Револьвер использует патрон центрального боя 11,1 мм Шамело-Дельвинь обр. 1871 г.






вернуться

СТАТЬИ

Показать все статьи

ФОТОГАЛЕРЕЯ



 
 
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
© 2010 Танковедия.ру - большая энциклопедия танков.
Танки всех стран мира. Танки периода первой, второй мировых войн, современные танки.
Яндекс цитирования