Все танки мира Первые танки      Межвоенный период      Танки второй мировой      Современные танки
Домой   Карта сайта   Контакты
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
СССР Германия США Англия Россия Украина Франция Япония Израиль Корея
 
 
Танковедия - большая энциклопедия танков. Все танки мира, танки всех стран мира.

Советский танк Победы





Появление советского танка Т-34 на поле боя летом 1941 года стало неожиданностью для немецких войск. Несомненно, Т-34 произвел переворот в представлениях о боевом танке и продвинул вперед развитие танковых войск.

Танк Т-34 очень быстро стал легендарным, особенно после того сюрприза, который он преподнес немецким войскам летом 1941 года. В начале Второй мировой войны, когда Германия пыталась завоевать Советский Союз, солдат вермахта был уверен в превосходстве немецкого оружия. Операция «Блицкриг», которая с успехом была проведена на западе, укрепляла его веру. Все разведывательные данные накануне операции «Барбаросса» говорили о том, что советская армия плохо вооружена, тактически безграмотна, а ее кадровый состав ослаблен сталинскими чистками. Однако в 1941 году танк Т-34 изменил представления противника о состоянии Красной армии. Первые успехи вселили в немцев оптимизм, но очень быстро оказалось, что советский танк сравним по своим качествам и возможностям с немецкими танками Panzer IV и способен противостоять противотанковым орудиям, которые применялись в тот период. К тому же вопреки всем ожиданиям, было выпущено большое количество Т-34, и танк был отлично адаптирован к районам боевых действий на территории Советского Союза.

Какая похвала!

Немецкий офицер-танкист сказал однажды: «У нас не было ничего для борьбы с Т-34». Эта простая фраза выражает чувство растерянности из-за невозможности противостоять новой угрозе. Маршал фон Клейст, у которогочерез шесть лет после окончания войны взял интервью английский историк сэр Бэзил Генри Лиддел-Гарт, заявил, что он был потрясен танком Т-34 и считал его «лучшим танком в мире».
Писатель Фред Кох пришел к тому же выводу в своей книге о танках Второй мировой войны: «Впечатление, которое произвел Т-34 на немцев, было настолько сильным, что они решили скопировать его после того, как захватили один из советских заводов, на котором производились танки». Все военные эксперты утверждают, что появление Т-34 ознаменовало решающий этап в развитии бронетанковых войск. В 1940 году этот танк отлично сочетал достаточно защищенный бронекорпус, боеспособное орудие, мобильность и надежность. Безусловно, у него были свои недостатки, но это не делало его менее эффективным. Немецкие танки «Тигр» и «Пантера» превосходили его в техническом плане, танк «Шерман» мог выполнять больше различных функций, но Т-34 оставался самым эффективным по мощности огня, по надежности бронекорпуса и по легкости производства (требовалось четыре основных элемента для создания боевого танка).

По воле диктатора Танк Т-34 превосходил остальные на полях боев? Не так быстро... Возникает законный вопрос: почему немцы подбили так много Т-34? Утверждают, что немецкие танкисты были обучены и натренированы лучше, чем их советские противники. Это дало вермахту и панцерваффе возможность скомпенсировать если не качественную неполноценность их танков, то хотя бы количественную. Это, конечно, только одна из причин, и она не может объяснить большое количество потерянных на поле боя танков Т-34. Нужно также принять во внимание важную роль Иосифа Сталина. После дела Тухачевского (см. текст в рамке далее) Сталин начал жестокую массовую чистку внутри офицерского корпуса. Когда страна вступила в войну, ощущалась нехватка офицерских кадров. Заметное количество военных специалистов, которые участвовали в разработке танковой армии, были устранены. Поэтому в начале войны на поля сражений часто направлялись кадры, не имевшие боевого опыта и зачастую едва прошедшие двухнедельную подготовку!

Последствия не заставили себя долго ждать: Т-34 под управле нием неопытного экипажа не представлял настоящей опасности, и количество подбитых танков росло. Отметим также неполноценное материальнотехническое обеспечение и ограниченные ремонтные средства. Разработка и сборка Т-34 В 1936 году молодой инженер М. И. Кошкин был назначен главным конструктором харьковского завода № 183. Его задачей была разработка среднего колесно-гусеничного танка, так появились опытные модели А-20. Кошкин очень быстро осознал, что это неправильный путь. Ему удалось убедить советское правительство, что необходимо разработать полностью гусеничный танк, так возникла модель А-32. Обе машины разрабатывались параллельно, Сталин был сторон ником модели А-20. Но в сентябре 1939 года танк А-32 оказался более перспективным. Он был оснащен наклонной броней и пушкой калибра

76.2 мм, версия А-32 была улучшена и получила название А-34. Несмотря на проблемы с трансмиссией и тормозами, весной 1940 года началось ее официальное производство. Машина получила наименование Т-34. Конструкция танка была классической (задний двигатель, отделение управления спереди, боевое отделение и башня в центре), покатая броня в то время была новинкой. Такая форма корпуса, по которой соскальзывали снаряды, давала возможность уменьшить толщину брони и общий вес. Броня с наклоном 45° защищала вдвое надежнее, при этом не нужно было увеличивать ее толщину. Только пушка «Тигра» калибра 88 мм, противотанковое орудие калибра 75 мм и длинноствольная пушка калибра 50 мм немецкого арсенала могли справиться с Т-34. Большинство военных историков считают, что новый танк был «продуктом здравого мышления и отличного понимания современной войны».

Широкие гусеницы позволяли снизить давление на грунт. Танк мог с легкостью передвигаться не только по дорогам, но и по грязи и снегу. Пушка калибра 76.2 мм, установленная на танке (она дала имя первому поколению танка Т-34/76), была оружием, которое в первое время отвечало всем требованиям. Другим преимуществом танка был дизельный двигатель, который не отличался высокой надежностью, но зато его топливо воспламенялось не так легко.

Один из факторов, которые стали ключом к успеху этого танка, была простота конструкции: низкая себестоимость, возможность сборки неопытными рабочими в короткие сроки. В начале войны ленинградский завод выпустил около 1000 экземпляров нового танка. Несмотря на необходимость эвакуации в глубь страны из-за приближения немецких войск, производство не приостановилось, когда завод переехал в Челябинск, на восток от Уральского хребта. С этого момента город получил прозвище «Танкоград». Для производства танка также были привлечены заводы в Свердловске («Уралмаш») и Омске. За несколько месяцев производство еще более упрощается, чтобы сохранить запасы стратегических материалов, облегчить сборку танка и снизить себестоимость машины.

Системные недостатки

У Т-34 был свой набор недостатков: проблемы с двигателем и трансмиссией были постепенно решены, но у бронетанка не было радиосвязи (рация была установлена только на танке командира роты). К тому же появились более серьезные проблемы: чрезмерно упрощенная конструкция (без сварки и отливки) и неопытная рабочая сила снизили качество машины. Башня была очень узкой: в ней помещался только командир танка и заряжающий. Непродуманная эргономика — командир танка также должен был выполнять функции артиллериста. Этот недостаток особенно ощущался в разгар боя, когда наблюдение и понимание ситуации на поле боя должны быть первейшей задачей командира танка.



вернуться

СТАТЬИ

Показать все статьи

ФОТОГАЛЕРЕЯ



 
 
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
© 2010 Танковедия.ру - большая энциклопедия танков.
Танки всех стран мира. Танки периода первой, второй мировых войн, современные танки.
Яндекс цитирования