Все танки мира Первые танки      Межвоенный период      Танки второй мировой      Современные танки
Домой   Карта сайта   Контакты
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
СССР Германия США Англия Россия Украина Франция Япония Израиль Корея
 
 
Танковедия - большая энциклопедия танков. Все танки мира, танки всех стран мира.

Танки на Северных Курилах



 Те три дня в августе 2009 года оказались раем по сравнению с тем, что пришлось терпеть нам на протяжении полутора месяцев. Дождь в средней полосе по сравнению с тем, что творится на островах, - это не более чем... лёгкая облачность. Самое страшное, когда дождевое облако стелется по земле, и от «полного затопления» спасают лишь резиновые штормовые костюмы или «химзащита». Дополняет картину стабильная летняя температура в 6 - 9 градусов. Во что при таких осадках превращались грунтовые дороги, проложенные ещё японцами, можно себе представить. Нет, в местах, где каменное покрытие ещё осталось, можно вполне уверенно перемещаться даже на паркетном внедорожнике, но есть участки, которые после дождей превращаются буквально в болото.


Отдельного упоминания заслуживают мосты через многочисленные ручьи и речки. Создается впечатление, что ремонтировать их приезжающие с Парамушира охотники и грибники (многие из них передвигаются по острову на машинах) считают ниже своего достоинства. Это тем более удивительно, ведь брёвен и прочего материала для ремонта в округе более чем достаточно. Что же касается пограничников, то этим бравым парням мосты нужны постольку поскольку, ибо их МТ-ЛБ обходится и без них. То же самое можно сказать и о команде маяка на Чибуйном (они передвигаются по Шумшу на тяжёлом гусеничном тягаче ГТ-Т). Нам же предстояло не просто ездить по этим полуразрушенным сооружениям на тяжёлом грузовике, но и перевозить по ним танки! Так что, вы уже поняли, что вопросы дорожного строительства встали на первый план. Один мост был построен практически с нуля, ещё несколько подверглись капитальному ремонту. В одном месте мост оказался разрушен настолько, что иного пути, как переезжать вброд, не было. Надо ли говорить, что ночное (!) форсирование водной преграды превратилось в целое приключение.

28 августа на борту СРП в Байково прибыл «трелёвочник» ТДТ-55. Выгрузка прошла без происшествий, хотя в один момент казалось, что трактор вполне реально мог соскочить с корабля в воду. Первое время аппарат выглядел относительно бодро и даже мог передвигаться. Но очень быстро всё изменилось - «вылетел» один из бортовых фрикционов, после чего машина стала поворачивать лишь в одну сторону. Впрочем, отступать было уже поздно. Кое-как доковыляв до окрестностей Кузьминов-ского, ТДТ-55 приступил к затаскиванию на себя бренных остатков «Ха-Го» и транспортировке его на пирс. Но первый же «подход» сделал очевидной истину - у нас ничего не выйдет. Лебёдка на трелёвочном тракторе оказалась в полуобморочном состоянии и максимум, что можно было сделать с её помощью, это приподнять корпус. О перевозке танков на тракторе до пирса не было и речи. Время между тем было неумолимо: с 15 сентября на Курилах начинается сезон штормов.

Необходимо срочно решать, что делать. Идея возникает сама собой: «Урал» своим манипулятором поднять корпус «Ха-Го» не в состоянии, но при помощи трелёвочного трактора затащить его в кузов оказалось вполне по силам. Что, собственно говоря, и было сделано. Таким образом, уже к началу сентября на пирсе стояли корпуса лёгких японских танков. Но как оказалось потом, это была лишь разминка... Дело в том, что ещё перед высадкой на Шумшу всем было ясно, что ТДТ-55 при всём желании не сможет потянуть на себе средние танки. Если корпус «Ха-Го» весил от силы тонны 4-5, то «Чи-Ха» - от 8 до 12. Без тяжёлого трактора было не обойтись, и один такой Т-130 производства Челябинского тракторного завода имелся в Северо-Курильске. Первого сентября трактор был доставлен в Байково. Выгрузка челябинского крепыша превратилась в леденящий душу триллер со счастливым концом. Дело в том, что выгрузка происходит через узкий створ в пирсе, так что пространства для манёвра было мало. Владимир, водитель трактора (по национальности он... немец), устремился на тяжёлой машине в створ. На скользком бетоне Т-130 начал буксовать и, что самое страшное, гусеницами стал отталкивать СРП от пирса. Трактор зависает свечой на краю пирса, в любой момент готовый соскочить в воду. В следующий миг трактор со всего размаху ударился носом о бетон. В разные стороны полетели осколки - Владимир выбил лобовое стекло лбом. Проблема в том, что трактор при этом продолжал двигаться, а впереди был обрыв, забитый ржавым железом. К счастью, выбитое лбом стекло не лишило тракториста сознания. Он вывернул, после чего при помощи отвала закидал яму грунтом. Последнее вызвало благодарные аплодисменты собравшихся: на некоторое время о лавировании по пирсу можно будет забыть.

Отдельным пунктом программы эвакуации стало решение проблемы транспортировки японских танков за трактором. Дело в том, что просто цеплять их за Т-130 было нельзя: изрядно проржавевшие катки оказались бы мгновенно «убиты», а их остатки распахали бы дорогу. В качестве первоначального решения проблемы было использование специальной волокуши, сделанной из днища разрезанного на металл корабля (так называемая «пена»). Первый опыт использования «пены» показал, что она не годится, поскольку трос постоянно рвётся, а днище собирает всё, что находит на дороге. В итоге из найденных в Байково профилей были сварены полозья (эту идею с самого начала продвигал Вячеслав Лен). Танк затаскивался на полозья, прочно крепился тросами и проволокой, после чего на <<лыжах» его тащили к пирсу, что находился примерно в 20 километрах.

Не менее живописно проходила эвакуация обломков плавающего танка «Ка-Ми». Именно обломков, ибо целым он казался до тех пор, пока его не стали вытаскивать. Тут-то и выяснилось, что от танка остались носовая часть, часть кормы, часть днища и полтора борта. Примерно половину дороги вся эта конструкция ещё кое-как держалась на полозьях, но при форсировании брода остатки танка начали разваливаться. В итоге танк, точнее что от него осталось, разрезали пополам, доставив к пирсу по частям. В общей сложности перетаскивание корпусов «Чи-Ха» и «Ка-Ми» заняло больше недели. За это время «Уралом» так же перетащили предназначенные для вывоза пушки и фрагменты бомбардировщика Ki-48. Кстати, нельзя не отметить участие в проекте северокурильского предпринимателя Александра Флоринского и его команды. Все вопросы, связанные с подготовкой тепляка - пристанища для экспедиции, подготовка необходимой техники, плавсредств, выделение специалистов, обеспечение людей продуктами, а техники - горючим, погрузка, швартовка и, наконец, доставка всего добра до Владивостока морем были бы невозможны без его участия.

К 15 сентября основной объём фрагментов был перевезён. Можно было приступать к погрузке японского металлолома на борт СРП. К тому моменту лето, а вместе с ним хорошая погода окончательно закончились, перевозка затянулась, и в порт Северо-Курильска фрагменты удалось переправить лишь к концу сентября. Таким образом, двухнедельная командировка растянулась более чем на полтора месяца. Следующим этапом «эвакуации» стал переход из Северо-Курильска во Владивосток. На одном корабле габаритный груз не умещался, поэтому мелкие фрагменты и часть техники отправились попутным рейсом. Основной же груз был отправлен на борту СПР, который шёл во Владивосток на ремонт. А дальше случилось то, что мало кто мог ожидать. Дело в том, что СРП и второй корабль разгружались в разных портах, результатом чего стала разгрузка одного из кораблей без контроля с нашей стороны. В результате контейнер с «мелочовкой» и техника остались один на один с людьми, которые привыкли действовать по принципу «хватай всё, что плохо лежит». Все, что можно было утащить, было утащено. Включая отдельно лежащие траки, подавляющее большинство предметов из цветного металла и даже небольшие фрагменты брони.

Первоначально планировалось, что технику погрузят в контейнеры и повезут поездом, но затем выяснилось, что везти большегрузным автомобильным транспортом быстрее и дешевле. В конце октября первая партия из двух фур выдвинулась из Владивостока по направлению к Москве. Всё было спокойно до Хабаровска, где автоколонну остановили бдительные работники ГИБДД. Когда выяснилось, что находится в качестве груза, поднялся шум с привлечением местных СМИ. Результат не заставил себя ждать, и в местных СМИ замелькали броские заголовки типа «Японские танки в Хабаровске!». Неизвестно, сколько продолжалась бы эта вакханалия, но тут вмешалось руководство Государственного музея на Поклонной горе, и наша колонна продолжила свой путь. И вот, наконец, свершилось: утром 17 ноября колонна торжественно въехала на территорию Центрального музея Великой Отечественной войны... Следующий рейс из Владивостока прибыл 10 декабря, а последним, в конце января 2011 года, в Москву привезли бомбардировщик Ki-48.

Несмотря на то что первые образцы японской техники прибыли в музей в конце 2010 года, работы по реставрации начались лишь следующим летом. Связано это с целым рядом причин, часть которых юридического характера. Стоит отметить, что сам Центральный музей Великой Отечественной войны реставрационными работами не занимается, и для подобных работ привлекаются подрядные организации. Между тем работы предстояло очень много. Дело в том, что целую башню с пушкой имел всего один танк из пяти запланированных к реставрации, а ввиду описанной выше истории с воровством были безвозвратно утеряны и многие мелкие фрагменты. Одним словом, перед реставрационной бригадой, которую от музея курировал Вадим Елистратов, стояла крайне нетривиальная задача. Положение облегчалось лишь тем, что в коллекции Музея бронетанковой техники в Кубинке имеются аналогичные образцы и в случае возникновения вопросов можно было промерить нужные узлы.

Первыми в работу были запущены средние танки «Чи-Ха» и «Шинхо-то Чи-Ха». Для того чтобы «обуть» машины, пришлось заказывать отливку траков. Заново изготавливались и утраченные бандажи, и недостающие элементы корпуса. Больше всего пришлось повозиться с башней «Чи-Ха». Такого танка в Кубинке нет, но есть «Ке-ну», у которого аналогичная башня. Делать нечего, один из наших подрядчиков изготовил её копию. В отличие от привезённой с Шумшу японской бронетехники, орудия сохранились неплохо. Заново требовалось изготовить колёса и восстановить сгнившие детали из листового металла. 105-мм полевую пушку Тип 38 было решено восстанавливать без орудийного щита: изучение фотографий выявило, что с части орудий данного типа щиты снимали сами японцы, поскольку использовали их в качестве основного вооружения артиллерийских ДОТов. Реставрация 75-мм зенитной пушки Тип 88 заняла куда больше времени, в связи с тем что пришлось ликвидировать последствия подрыва и восстанавливать основание лафета и сиденья. Одновременно с реставрацией вооружения и военной техники шли работы по созданию экспозиции, получившей рабочее название «И на Тихом океане...». Одним из центральных объектов которой стал воссозданный японский ДОТ, повторяющий аналогичное сооружение, стоящее в полосе обороны базы Катаока (Байково). Надо сказать, что для создания экспозиции были использованы и ранее имеющиеся в коллекции музея образцы японского вооружения и военной техники. А именно: два артиллерийских орудия и лёгкий танк «Ха-Го», в своё время тоже стоявший на вооружении 11-го танкового полка Японской императорской армии и попавший в музей с острова Шумшу двадцатью годами ранее.

К концу августа работа была в общих чертах завершена. Большую часть вывезенной с острова техники (несколько танков ещё ожидает реставрации) была выкрашена в базовый зелёный цвет и в разобранном виде отправлена на экспозицию. Буквально в последний день перед открытием «Шинхото Чи-Ха» был покрашен в трёхцветный камуфляж. Несмотря на такую спешку и жесткие временные рамки по реставрации, первую очередь экспозиции удалось сдать в срок. Таким образом, 2 сентября 2011 года состоялось торжественное открытие постоянной экспозиции, посвящённой Советско-японской войне 1945 года (это событие стало промежуточным этапом в создании большой экспозиции «Трофейное японское вооружение и военная техника периода Советско-японской войны 1945 года»). Осенью этого же года в число экспонатов вошли отреставрированные зенитная пушка Тип 88 и самолёт-истребитель Ki-43. Ну а в самом конце ноября на экспозицию прибыл штурмовой танк «Ке-Ну».

Кстати, данная машина изготавливалась самими японцами путём модернизации танков «Ха-Го», на которые ставили башни средних танков «Чи-Ха», в свою очередь, переделываемых в «Шинхото Чи-Ха». Наши реставраторы пошли аналогичным путём... На площадке также выставлен корпус лёгкого танка «Ха-Го», чтобы показать из чего приходится восстанавливать, а по сути, создавать новые экспонаты музея. Но на этом Курильская эпопея не закончена. В настоящее время в Москве очереди на реставрацию ждут оставшиеся танки и японский бомбардировщик Ki-48, а на далёких Курильских островах Шумшу и Парамушир всё ещё лежат артиллерийские орудия и другие потенциальные экспонаты Центрального музея Великой Отечественной войны. В общем, не исключено, что прошедшая экспедиция стала далеко не последней, тем более что музей планирует дополнить экспозицию, которая и сегодня де-факто является одним из крупнейших собраний японского вооружения и военной техники в мире.  В далёком августе 1945 года советские солдаты, матросы и пограничники в составе Курильского десанта разгромили втрое превосходящий их японский гарнизон, насчитывающий одних танков более 60 единиц. Наши бойцы высадились на остров, имея на вооружении в основном лёгкое стрелковое оружие, а из противотанковых средств - гранаты, мины и противотанковые ружья. И то, что сегодня в состав России входят Курильские острова, стало возможным благодаря именно их подвигу.






вернуться

СТАТЬИ

Показать все статьи

ФОТОГАЛЕРЕЯ



 
 
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
© 2010 Танковедия.ру - большая энциклопедия танков.
Танки всех стран мира. Танки периода первой, второй мировых войн, современные танки.
Яндекс цитирования