Все танки мира Первые танки      Межвоенный период      Танки второй мировой      Современные танки
Домой   Карта сайта   Контакты
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
СССР Германия США Англия Россия Украина Франция Япония Израиль Корея
 
 
Танковедия - большая энциклопедия танков. Все танки мира, танки всех стран мира.

Танковые двигатели "Майбах"



Всего восемь месяцев потребовалось для отлаживания настоящего чуда техники - двигателя «Майбах», предназначенного для «Тигра». Он не только приводил в движение танк весом 56 тонн, но также мог функционировать в экстремальных климатических условиях, от ледяных степей России до пустынь Северной Африки.Предполагалось, что двигатель «Тигра» будет работать в самых сложных условиях: в России при температуре -40 °С и в пустыне Сахара при + 40 °С. Учитывая сжатые сроки, отведенные на разработку этого двигателя, многие немецкие специалисты полагали, что механизм не удастся хорошо отладить для безотказнойработы, и он останется ахиллесовой пятой танка.

Общее ухудшение ситуации на Восточном фронте не позволило провести положенное обычное полноценное тестирование механической части.В связи с этим, между первыми набросками на чертежной доске, сделанными в июне 1941 года, и началом серийного производства первых моторных блоков прошло меньше девяти месяцев. Команда инженеров трудилась в ускоренном режиме, и неудивительно, что уже на фронте механикам пришлось выявлять и решать проблемы, связанные с недоработкой этого мощного двигателя.Тем не менее изначальная концепция создателей мотора не вызывала сомнений. Необыкновенно компактный и легкий двигатель «Майбах», вес которого не превышал 950 кг, с самого начала работал четко. Для сравнения: современный моторный блок MTU танка «Леопард 2», который используется бундесвером в настоящее время, весит 2200 кг.

Малогабаритность двигателя «Майбах» объясняется его размерами: 100 х 120 х 130 см. 12-цилиндровый V-образный двигатель был небольшим по сравнению с размерами самого танка. Такая компактность и минимальный вес требовались для того, чтобы как можно большая часть веса приходилась на броню. Чтобы выиграть в компактности и легкости, немецкие танки отличались, помимо прочего, относительно коротким ходом поршня, коленчатым валом, установленным на подшипниках и отдельным резервуаром для масла. Шатуны каждой пары V-образных цилиндров располагались под углом на шейке коленвала, что сокращало общую длину коленчатого вала, а значит, двигателя как такового.Но при этом узел подвергался большей нагрузке, поскольку одна шейка коленчатого вала и подшипники должны были поглощать энергию двух шатунов.При уменьшении высоты цилиндров и сокращении хода поршня требуется усилить режим работы двигателя, чтобы сохранить мощность. Если не производить регулярного технического осмотра , интенсивный режим работы двигателя вызывает риск досрочного изнашивания механизма.

Доступ к механизму и возможность быстрой замены «расходных материалов» - важные факторы при постройке двигателя. Когда Порше занимался разработкой своей версии «Тигра», двигатель располагался в центре корпуса, который был разделен на несколько частей: боевое отделение, в котором находился заряжающий, командир танка и наводчик, и передний отсек, в котором располагался водительмеханик. Компания «Хеншель» предусмотрительно сохранила классическое расположение двигателя, которое было принято на немецких танках: двигатель располагался в задней части, а передняя трансмиссия приводила в движение ведущие колеса гусеницы. Громоздкая трансмиссия с длинным валом между двигателем (сзади) и коробкой передач (спереди) отделяла место водителя (слева) от места радиста-пулеметчика (справа). Четыре топливных резервуара также находились сзади вместе с охлаждающим радиатором и вентиляторами.

Двигатель HL 210 с жидкостным охлаждением имел 12 V-образных цилиндров. На двигателе применялась система смазки «сухой картер». Максимальная мощность двигателя достигала 600-650 л. с. при режиме 2500 об/мин (максимально возможный 3000 об/мин), что позволяло танку развиватьскорость на дороге до 45 км/ч. Современный «Леопард 2» типа А6 весом 59,9 т на ходу, приводимый в движение 12-цилиндровым многотопливным двигателем MTU, мощность которого составляет 1496 л. с., способен передвигаться со скоростью 68 км/ч.Хотя неправомерно сравнивать два настолько различных в техническом отношении двигателя, следует отметить, что старый «Майбах» танка «Тигр» не выглядит бледно на фоне современного MTU «Леопарда». Существуют важные различия двигателей в соотношении веса к мощности (раньше это соотношение выражалось в л. с./т, в настоящее время предпочитают обозначение кг/кВт, 1 л. с. = 0,736 кВт, или 1 кВт = 1,36 л. с.).Соотношение вес/мощность «Леопарда» составляет 24 л. с./т, «Тигра» - всего 11,4 л. с./т (или 12,3 л. с./т с двигателем HL 230), то есть в два раза меньше. Что касается танка Т-34, это значение различается от модели к модели: 15,1 и 16,2 л. с./т. Экономичный дизельный двигатель Т-34 предлагал прекрасное соотношение веса и мощности, а вес танка не превышал 30 т. Сравниться с ним могла только «Пантера», соотношение веса и мощности которой составляло 15,5 л. с./т.

После введения танка в эксплуатацию очень быстро стало очевидно, что мощности двигателя недостаточно. Начиная с танка с шасси № 231 стали устанавливать новый двигатель «Майбах» HL 230Р45. Этот усовершенствованный 12-цилиндровый V-образный двигатель -самый мощный танковый мотор, который когда-либо был создан в Германии.Он также устанавливался на «Пантере» РЗО и Р45, «Тигре» I (или Е), «Тигре» II («Тигре» В или «Королевском тигре») и «Ягдтигре».Блоки цилиндров HL 210 выполнены из легкого сплава, а цилиндры HL 230 - из классического чугуна. Безусловно, чугун увеличивал вес двигателя на 250 кг, но при этом обеспечивал большую прочность. Одновременно с этим объем цилиндра HL 230 увеличился до 2 литров, чтопозволило увеличить мощность с 50 до 700 л. с., максимальный режим работы двигателя составил 3000 об/мин. Более интенсивный режим работы увеличил предельную нагрузку первой серии двигателей.HL 210, как и HL 230, исправно работал в режиме до 2600 об/мин, а начиная с 3000 об/мин, двигатель быстро перегревался.В инструкции «Тигерфибель» рекомендовалось не перегружать механизм: «2600 об/мин - именно столько, как правило, способен выполнить танцор, исполняя венский вальс . Это медленно и скучно, но если вы будете вертеться быстрее, вы утомите партнера, и он упадет от усталости.2600 об/мин - это именно то, что идеально подходит “Тигру”. Именно при таком режиме он показывает лучшие результаты. Ваши ощущения, ваш слух, ваш счетчик оборотов укажут вам, когда вы достигнете нужного темпа. Не пытайтесь разогнать двигатель до 3000 об/мин, иначе механизм перегреется. Охлаждающая жидкость начинает кипеть, масло перестает смазывать, подшипники сжимаются, клапаны начинают сбоить и затем...»

Рубашки поршней, которые называются «влажными» (сменные), были выполнены из чугуна, а поршни - из кованого алюминия.
Переход от чугунных поршней к алюминиевым позволил увеличить коэффициент сжатия, снизив потребление топлива.
Поршень 12-цилиндрового V-образного двигателя крепился на семи шариковых подшипниках на первых блоках, последующие версии оснащались восемью подшипниками. Выхлопные трубы обрабатывались натрием, чтобы лучше рассеивать нагрев.
На двигателе применялась смазка с сухим картером. Масло содержалось в отдельном резервуаре, чтобы избежать протечки во время передвижения по пересеченной местности (при «сыром картере» масло, содержащееся в нижней части двигателя,
не смазывало двигающиеся части; «сухой картер» и масляный насос, который выпускал масло, были более прогрессивными). Основные приспособления (масляный и водяной насосы) приводились в движение посредством системы шестерен. Для запуска распределительного вала между цилиндрами имелся редук-торный привод.

Существовала вероятность, что танк из умеренного климата попадет в климат с экстремальными температурами (высокими или низкими). Регулировка давления охлаждающего агента позволяла сохранять приемлемую для двигателя температуру. Водитель-механик мог контролировать температуру охлаждающей жидкости. При нормальных условиях ее температура составляла 80-85 °С.Два двойных мембранных насоса, оснащенные фильтрами, подавали топливо в четыре карбюратора Solex 52 JFFII с двумя смесительными камерами. При низкооборотном режиме работы для двигателя использовался только первый ряд из четырех карбюраторов с первичной цепью. Затем в интервале между режимами в 1800 об/мин и максимальным режимом начинала действовать вторичная цепь. Ограничение режима позволяло избегать разгона двигателя свыше 3000 об/мин. Чтобы избежать «сверхрежима», существовал также выключатель запуска. Электрическая система двигателя HL 230 работала на основе генератора постоянного тока «Бош» на 700 W и 24 V. Система зажигания срабатывала от магнето «Бош», даже если двигатель работал в низкооборотном режиме при поддержке сухой батареи.

Подобное технологическое «расточительство» вызывало серьезные проблемы, особенно для чувствительного к вращению поршня, подшипники которого ломались. Большая часть этих технических недостатков впоследствии были устранены, но двигатель «Тигра» так и не стал такимже надежным, как другие моторы «Майбах».Повторяющиеся поломки Panzer VI привлекли внимание министра вооружения Альберта Шпеера, который, не доверяя инженерному корпусу «Майбаха», обратился к авиаконструкторам, чтобы попытаться повысить надежность двигателя. Одновременно с этим Шпеер подготовил к работе комитет по исследованиям, которому предстояло заняться разрешением технических проблем и обеспечением эксплуатационной надежности двигателя на 200 или минимум на 100 часов работы.Над преемником HL 230 инженеры компании «Майбах» работали не покладая рук.В двигателях HL 234 был применен прямой впрыск топлива. Это позволило повысить мощность до 800 л. с., увеличив ее на 100 л. с. по сравнению с предыдущей модификацией.Для массового производства, назначенного на середину 1945 года, механизм был протестирован на «Королевском тигре». После войны «Майбах» работал на французов и разработал более продуманную версию конструкции - HL 295 мощностью 1000 л. с.
вернуться

СТАТЬИ

Показать все статьи

ФОТОГАЛЕРЕЯ



Смотрите http://www.3ndfl.com сколько стоит 3 ндфл.
 
 
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
© 2010 Танковедия.ру - большая энциклопедия танков.
Танки всех стран мира. Танки периода первой, второй мировых войн, современные танки.
Яндекс цитирования