Все танки мира Первые танки      Межвоенный период      Танки второй мировой      Современные танки
Домой   Карта сайта   Контакты
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
СССР Германия США Англия Россия Украина Франция Япония Израиль Корея
 
 
Танковедия - большая энциклопедия танков. Все танки мира, танки всех стран мира.

Великобритания - колыбель мирового танкостроения


Великобритания является колыбелью мирового танкостроения. Именно англичане создали первые серийные бронированные машины, которые своим появлением кардинально изменили тактику ведения войн. На юго-западе Англии находится один из крупнейших танковых музеев мира. Кстати, в Bovington Tank Museum можно не только увидеть эволюцию английского и мирового танкостроения, но и в определенные дни понаблюдать за стальными исполинами в движении. Исторически сложилось, что подавляющее большинство государственных танковых музеев имеет отношение к полигонам или тренировочным лагерям. И Bovington Tank Museum не исключение. Базой для музея стала площадка хранения техники при Bovington Camp, тренировочного лагеря для танкистов, созданного в 1916 году. Кстати, тренировочный центр, примыкающий к музею, до сих пор функционирует. Возвращаясь к Бовинг-тону, нужно отметить, что он стал местом хранения танков сразу после окончания Первой мировой войны. Дело в том, что большую часть возвратившихся из континентальной Европы стальных монстров разрезали на металл, но оставшиеся 16 машин (включая прототипы) де-факто стали первыми экспонатами будущего музея. До наших дней из первых экспонатов дожило 10 танков.

Это звучит неожиданно, но одним из идеологов создания танкового музея в Бовингтоне является знаменитый писатель Редьярд Киплинг. Идею о создании музея на базе площадки хранения танков он предложил в 1923 году (на тот момент писатель занимал должность ректора университета Сент-Андрус). Причина была очевидна: Киплинг, чей сын погиб в Первую мировую войну, был разочарован состоянием хранившихся под открытым небом танков. И уже в 1924 году под патронажем писателя началось активное формирование того, что позднее станет одним из крупнейших танковых музеев мира. В ходе Второй мировой войны коллекция музея значительно пополнилась за счёт трофеев, серийных танков, а также опытных образцов. Стало ясно, что старых помещений не хватает. Новая веха в истории танкового музея началась в 1947 году. Ведь именно тогда из закрытого для простых смертных заведения Бовингтон переквалифицировали в музей, доступный для посещения всех желающих. И результат не заставил себя ждать: за первый же год «открытости» музей в Бовингтоне посетило 2,5 тысячи человек. С годами количество экспонатов увеличивалось, но вплоть до 80-х годов большая часть техники продолжала стоять под открытым небом. Облик нынешнего танкового музея в Бовингтоне стал формироваться с 1983 года. В течение последовавших семи лет экспозиция была радикально реорганизована, большинство наиболее значимых танков и бронемашин убрали с улицы в закрытые помещения. Последняя серьёзная реорганизация произошла в 2008 году. В её ходе выросло число мелких экспонатов, а также появился новый ангар.

Нынешняя коллекция Bovington Tank Museum насчитывает почти 300 образцов военной техники из 26 стран, но музей гордится не только ими. Не являясь музеем с самой большой коллекцией танков, не имея крупнейшей коллекции зарубежной техники (по этому показателю лидирует Кубинка), Бовингтон тем не менее является лучшим танковым музеем в мире. Залы в Бовингтоне - это не просто место, где стоит техника, а полноценная экспозиция. В каждом находится большое количество витрин, в которых можно увидеть предметы, гармонично дополняющие экспозицию. Помимо витрин в залах установлены информационные панели, и экспонаты имеют богатое информационное сопровождение. Часть танков используется на диорамах, а во многих машинах находятся манекены в аутентичной форме (у многих танков и бронемашин открыты люки, что дает возможность заглянуть внутрь).

НА ЗАРЕ ТАНКОСТРОЕНИЯ

Долгие годы Великобритания являлась одним из лидеров в области танкостроения, и неудивительно, что английская техника в музее доминирует. В своём нынешнем виде «бовингтонская» экспозиция, расположенная в закрытых помещениях, разделена на шесть частей, каждая из которых посвящена той или иной тематике. Начинается осмотр с павильона, посвящённого бронетанковой технике времён Первой мировой войны. Данный павильон носит название George Forty Hall в честь известного английского военного историка, много сделавшего для популяризации истории бронетехники. Одно из центральных мест в экспозиции занимает... трактор Hornsby 1909 года - одна из первых гусеничных машин, принятых на вооружение английской армии (косвенно именно эта машина считается одним из прообразов танков).

Значительная часть экспозиции Первой мировой отдана под тематическую диораму. Центральное место в ней занимает Tank Mark I - единственный сохранившийся образец первого в мире серийного танка. Первые танки, к слову, именовались не иначе как Landships, то есть наземные корабли. Подобное обозначение появилось не на пустом месте, и дело не только в размерах первых танков. Дело в том, что первые английские танки создавались под патронажем Landships Committee (комитет по наземным кораблям), которым руководил первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль. По изначальной концепции «наземные корабли» должны были быть боевыми машинами массой в несколько сотен тонн. Но по ходу проектирования стало понятно, что сделать такие колоссы нереально, да и особого смысла в них не было. В итоге именно разработанная Уильямом Триттоном и Уолтером Гордоном Уилсоном концепция боевой машины с характерным ромбовидным силуэтом и стала типичным образцом английского танка времён Первой мировой войны. В экспозиции George Forty Hall можно увидеть этапы развития первых английских танков начиная с 28-тонного Mark I и заканчивая 38-тонным Mark VIII. Экспозиция Первой мировой войны плавно перетекает в зал Alan Jolly Hall. Назван он в честь сэра Алана Джолли, в годы Второй мировой войны командовавшего 4-м королевским танковым полком. В марте 1945 года Алан Джолли лично установил английский флаг на восточном берегу Рейна. Данная экспозиция посвящена английской технике межвоенного периода, и имя Алана Джолли носит не случайно. В 1936-1937 годах он служил в Индии, а один из танков, которые там использовались, как раз находится в зале его име
ни.

После Первой мировой войны компания William Foster & Со, производившая знаменитые «ромбы», оказалась не у дел. Роль ведущего производителя английских танков перехватил концерн Vickers-Armstrongs Ltd. (ныне входящий в международный концерн BAE Systems Land & Armaments). Большинство представленных на экспозиции танков создано именно Vickers, включая пятибашенного монстра А1Е1 Independent. Сейчас этот танк кажется бессмысленным и неуклюжим, но 85 лет назад он являлся вершиной конструкторской мысли. А крест на проекте поставила поистине чудовищная цена - 150 ООО фунтов стерлингов! В те годы за такие деньги можно было приобрести с десяток танков поменьше.

Межвоенный период стал ещё и временем смелых экспериментов. Одним из примеров тому является колёсно-гусеничный танк D3E1 постройки Vickers-Armstrongs. Кстати, именно колёсно-гусеничная схема в то время рассматривалась в качестве одного из наиболее перспективных направлений. Помимо повышения максимальной скорости она значительно повышала и ресурс ходовой части. Правда, массово колёсно-гусеничные танки производились лишь в СССР (знаменитые БТ). Рядом с D3E1 стоит ещё один опытный танк - плавающий L1E3. Несмотря на то что Vickers занимался плавающими танками с начала 20-х годов и даже выпустил серию экспортных танков L1E1 (VCL М.1931 Amphibious Tank), в английской армии их не было. Между тем именно L1E1 стал прообразом для советских танков-амфибий Т-37 и Т-38, которые выпускались в больших количествах. В этом же зале нашлось место и серийным машинам. Почётное место в экспозиции занимает лёгкий танк М.1936. Данная машина, созданная инженерами Джоном Карденом и Вивианом Лойдом, была весьма популярна на экспортном рынке. Рядом находятся бронеавтомобили Rolls Royce М. 1920 и Crossley Mk.I, которые использовались в английской армии. Зарубежные (не английские) машины межвоенного периода представлены шведским танком Strv. M40/L. Хотя машина и произведена в 1940 году, она является немного улучшенной версией Lansverk L60, первого в мире танка с торсионной подвеской.

ЭХО войны

Наиболее масштабной и одновременно самой популярной экспозицией в Бовингтоне является посвященный Второй мировой войне зал Defense Industry Hall. Здесь сконцентрировано более четверти всех экспонатов музея. В ходе реорганизации 2008 года часть наиболее интересных экспонатов, включая единственный в мире ходовой образец немецкого тяжёлого танка Tiger, переместили на другую территорию. Сделано это было с целью создания экспозиции The Tank Story. Надо сказать, что данное начинание, с одной стороны, привело к созданию совершенно новой экспозиции, а с другой - внесло в другие некоторую сумятицу. Например, в Бовингтоне представлены практически все типы серийных английских танков времён начала войны, но в связи с реорганизацией они оказались раскиданными по разным концам музея. То же самое касается и немецкой техники военного периода, танков времён Первой мировой и межвоенной постройки. Английская техника доминирует и на данной территории, хотя и не так сильно, как в других залах. Помимо серийных и опытных образцов бронетанковой техники, созданной в Англии и странах Содружества, здесь можно увидеть машины, выпущенные в Германии, Италии, СССР, США, Франции и Японии. Подобное соседство позволяет наглядно сравнить технику одного класса, выпущенную в разных странах. Сравнение это, к слову, далеко не всегда в пользу англичан...

Во Вторую мировую войну Великобритания вступила, имея 1002 лёгких, 79 крейсерских и 67 пехотных танков. С такими силами можно было воевать разве что с повстанцами, но никак не с Германией. Этим частично объясняется пассивная позиция Англии в первый год боевых действий, известная под названием «Странная война». Массовый выпуск по-настоящему современных танков начался в Англии лишь в конце 1939 года, но до самого конца войны английская танковая промышленность оставалась в роли догоняющей. Подтверждением этих слов является то, что наиболее массовым типом английского танка в годы Второй мировой войны является... американский Medium Tank М4 (английское обозначение Sherman). И вот ещё какой момент - обычно термин «ленд-лиз» связывают с поставками в СССР, но это не совсем так. На деле главным потребителем американской техники являлась Великобритания (одних только танков и САУ англичанами было получено более 28,5 тысячи единиц). Кстати, первоначально англичане хотели разместить заказ на постройку своих танков в США, но американцы от этой идеи благоразумно отказались. В результате английская танковая комиссия в США под руководством сэра Михаэля Дивора договорилась о постройке в США танков местной разработки для нужд английской армии. Одним из результатов данного договора стало создание в 1941 году среднего танка М4. Первый из Sherman, получивший собственное имя Michael (в честь Дивора), и занимает почётное место в экспозиции.

Не намного меньше машин и в зале продукции немецких предприятий. Конечно, до перевода части танков в зал The Tank Story немецкая коллекция выглядела внушительнее, но и сейчас на её фоне английская танковая промышленность смотрится весьма скромно. Так, например, если между немецкими и американскими средними танками 1942 года разница в уровне не вполне очевидна, то английский Crusader III смотрится на их фоне неубедительно. О тяжёлых танках и говорить не приходится: эквивалента немецким Tiger англичане так и не смогли сделать... В соседнем зале Tamiya Hall, названном в честь известной японской фирмы по производству пластиковых моделей, стоит чудовище под названием TOG 2 (расшифровывается как The Old Gang, или «старая банда») - машина настолько же огромная, настолько же и бесполезная. Надо сказать, что в Defense Industry Hall нашлось место немалому числу английских опытных машин, большая часть которых недалеко ушла от TOG 2. После таких «успехов» неудивительно, что к 1944 году английская промышленность выпускала лишь два типа танков. При этом репутация английских танков в войсках была не слишком высокой. В зале значительно меньше техники других стран. СССР представлен тремя бронированными машинами: КВ-1, СУ-76 и Т-26. КВ-1 попал в Англию в 1943 году в качестве машины для изучения. А нахождение в этом зале СУ-76 достаточно спорно, поскольку эта внушительная бронемашина является трофеем войны в Корее 1950-1953 годов. Что же касается Т-26, то он является финским трофеем, который не так давно попал в Англию. Также в коллекции имеются три образца французской бронетехники, два итальянских танка и японский лёгкий танк «Ха-Го».

НАСЛЕДИЕ ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА

С двух сторон к экспозиции Второй мировой войны примыкают залы, посвящённые послевоенному периоду. Первая из послевоенных экспозиций Tamiya Hall посвящена послевоенной бронетанковой технике в целом. Здесь есть и американский тяжёлый танк М103А2, и аналогичный по классу английский Conqueror Mk.II. В этом же зале нашлось место средним и лёгким танкам, включая советский Т-55 и швейцарский Pz.61. Гораздо больше экспонатов находится в зале British Steel Hall. Здесь также наблюдается большое разнообразие техники, но основным героем экспозиции является английский танк Centurion. Разработка его началась в 1944 году, а первую машину успели к весне 1945 года переправить на фронт (принять участие в боях она не успела). За 16 лет серийного производства было выпущено почти 4,5 тысячи Centurion в 13 модификациях. Это сравнительно немного, другое дело, что в английской армии танки данного типа прослужили почти полвека. Более того, сильно модифицированная версия Centurion, получившая индекс Olifant, до сих пор состоит на вооружении ЮАР. За время службы Centurion успели повоевать в ряде локальных конфликтов, включая Корею и Вьетнам, где заслужили хорошую репутацию. Как ни странно, но обычных версий Centurion на экспозиции нет - их разместили на улице. Внутри же находятся Strv.l04c (модернизированный в 80-х годах Centurion Mk.5, состоявший на вооружении шведской армии) и эвакуатор Centurion BARV. Отдельного упоминания достоин разрезанный пополам в продольной плоскости Centurion Mk.3. Полученные в результате этой операции броне-половинки закрыты оргстеклом, а внутри находятся манекены. Благодаря такой идее посетители получают наглядное представление, как танк устроен внутри.

Помимо Centurion в British Steel Hall находится ещё более двух десятков танков и бронемашин как английского, так и зарубежного производства. Некоторые машины попали в Англию как трофеи, а часть техники оказалась здесь в результате обмена с другими музеями. К примеру, в Бовингтоне стоят советские БРДМ-1 и БТР-60, которые в начале 90-х были получены из Кубинки. Взамен российский музей получил английские бронемашины Ferret Mk.II и Saracen Mk.I. Немало в British Steel Hall и опытных образцов, начиная с поистине чудовищного истребителя танков Tortoise и заканчивая основным боевым танком Khalid, созданным для Ирана.

ВСЁ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Последней и самой молодой экспозицией в Бовингтоне является The Tank Story. Как уже говорилось, специально для неё из других залов были взяты самые значимые образцы английской и зарубежной техники. Конечно, это несколько ухудшило восприятие других экспозиций, но достаточно один раз взглянуть на наполнение The Tank Story, чтобы понять правоту её создателей. В этом самом большом зале Бовингтона сосредоточено всё самое интересное, что находится в музее. По задумке создателей экспозиции посетитель здесь сможет одновременно ознакомиться с основными вехами истории мирового танкостроения. Опытный танк в зале всего один, но зато какой! Это Little Willie - первый в мире танк, который, собственно, и стал основой для создания знаменитых «ромбов» Триттона и Уилсона. Компанию ему составляют английские Tank Mark II и Medium Tank Mk.A, а также французкий Renault FT-17 ранних серий. В новую экспозицию перекочевал и Medium Tank Mk.II* - один из немногих английских танков, массово выпускавшийся в 20-е годы. Здесь же находится лёгкий танк Vickers Mk.E Туре В. Несмотря на тот факт, что на вооружении английской армии Vickers не состоял, данная машина стала настоящим символом английского танкостроения межвоенного периода. Vickers Mk.E массово поставлялся на экспорт, а его потомок советский Т-26 и вовсе был самым массовым танком предвоенного периода.

Но наиболее полно в экспозиции The Tank Story представлена техника Второй мировой войны. Здесь собраны основные типы английских танков, состоявших на вооружении в это время. Начальный период войны представляют лёгкий Light Tank Mk.VIB и крейсерский Cruiser Tank Mk.III*, подобные машины воевали во Франции весной 1940 года. В качестве символа Африканской кампании 1940-1943 годов выступает пехотный танк Matilda III. Компанию ему составляет американский Grant I, который производился специально для англичан. Здесь же находятся и основные оппоненты английских танков в боях за Северную Африку - немецкие танки Pz.Kpfw.II Ausf.F, Pz.Kpfw.III Ausf.L и Pz.Kpfw. Tiger Ausf.E. Бои в Западной Европе 1944-1945 годов представляют английские Cromwell IV и Churchill VII, а также немецкий Pz.Kpfw. Panther Ausf.G. Отдельно стоит упомянуть такую необычную машину, как Sherman DD. Эта амфибийная модификация массово использовалась в высадке в Нормандии. Ещё одной английской модификацией американского М4 Medium Tank является Sherman VC Firefly - самый грозный оппонент немецких танков в 1944-1945 годах. Эта машина также находится в экспозиции. Нашлось место в экспозиции советскому Т-34/85 и французскому B1 Bis. В разделе, посвящённом послевоенному периоду, находятся наиболее известные английские танки, выпущенные в это время. Центральное место отдано Centurion Mk.3. Подобные танки принимали участие в Корейской войне 1950-1953 годов. Также английские послевоенные танки представлены такими машинами, как Chieftain и Challenger II. Помимо английских машин в экспозиции представлены их зарубежные собратья, такие, как американский М48АЗ Patton III, немецкий Leopard I, а также советские Т-62 и Т-72.

НЕ СТЕНАМИ ЕДИНЫМИ


Наверное, описанием этой экспозиции можно было и закончить рассказ о Bovington Tank Museum, но тогда мы упустили бы самое интересное. Дело в том, что одной лишь модернизацией помещений и созданием новых экспозиций музей не ограничивается. Сегодня Бовингтон - это не просто хранилище танков, но и место, где эти самые танки... живут. Дело в том, что после обретения новых закрытых помещений в музее медленно, но верно начался процесс реставрации экспонатов. Поначалу речь шла в основном о косметическом восстановлении, но вскоре наиболее знаковые машины стали доводить до ходового состояния. Уже к началу 90-х годов в Бовингтоне имелось с десяток ходовых танков, включая несколько «ромбов» времён Первой мировой войны. В настоящее время в ходовое состояние приведено несколько десятков танков и бронемашин, находящихся в коллекции музея. Таким образом, по числу работоспособных экспонатов с Бовингтоном может поспорить разве что танковый музей в Самюре.

Но настоящим событием стала реставрация легендарного Pz.Kpfw Tiger Ausf.E. На момент начала реставрации в 1990 году его техническое состояние оставляло желать лучшего. На то, чтобы восстановить Tiger, понадобилось 14 лет, но теперь эта машина -настоящий предмет гордости музея. Это единственный в мире работоспособный танк данного типа!  Кстати, в последнее время музей в Бовингтоне часто становится местом проведения выставок стендового моделизма. Причём помимо пластиковых танков, стоящих на полках, с конца 90-х сюда зачастили любители ходовых моделей крупного масштаба. На лужайке возле входа нередко проводились демонстрационные заезды масштабных танков. Эти покатушки в итоге переросли в шоу Tankfest, впервые состоявшегося 30 июля 2002 года. Для шоу была организована демонстрационная площадка, ныне ставшая неотъемлемой частью музея. Частные коллекционеры поддержали начинание музея и выставили свою технику. Не остались в накладе и моделисты - им выделили специальный сектор. Отныне Tankfest стал проводиться ежегодно в конце июня. Как и раньше, на шоу собираются моделисты и частные коллекционеры, а в последнее время к ним стали подтягиваться и реконструкторы. Конечно, до масштабов War & Peace мероприятию в Бовингтоне далековато, но количество компенсируется качеством. Например, здесь можно увидеть чрезвычайно редкие образцы военных автомобилей и мотоциклов. Впрочем, главным гвоздём программы остаются музейные машины. Каждый из ходовых танков и броневиков проезжает крут почёта, замирая на демонстрационной площадке. На бумаге это кажется не очень интересным, но в действительности бовингтонские покатушки являются воистину завораживающим зрелищем.

Тем более что организаторы каждый раз стараются удивить зрителей чем-то новеньким. В прошлом году, к примеру, был восстановлен А39 Tortoise - самый тяжелый английский танк времён Второй мировой войны. Таких машин сохранилось всего две, и одну из них теперь можно увидеть в движении. А в нынешний Tankfest была устроена реконструкция с участием реплики танка Mark V, который был выкуплен специально для участия в мероприятии. Помимо Tankfest в Бовингтоне периодически проходят менее масштабные мероприятия, где также задействована техника. Только на этот год, с конца августа до ноября, запланировано 8 подобных шоу. Кроме того, музею есть что предложить и тем, кто хочет не только посмотреть на технику, но и покататься на ней. Специально для этой цели в Бовингтоне есть американский гусеничный транспортёр М548, который по определённым датам курсирует по демонстрационной площадке. Ну что тут скажешь, подобная интерактивность делает музей и без того интересный своими экспонатами куда более привлекательным для посетителей. О правильности подобного подхода говорит хотя бы то, что похожие мероприятия, подобно Бовингто-ну, проводят и другие танковые музеи Европы и США. Впрочем, до англичан коллегам пока далеко, и один из старейших танковых музеев мира по сей день остается безоговорочным лидером.


вернуться

СТАТЬИ

Показать все статьи

ФОТОГАЛЕРЕЯ



 
 
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
© 2010 Танковедия.ру - большая энциклопедия танков.
Танки всех стран мира. Танки периода первой, второй мировых войн, современные танки.
Яндекс цитирования