Все танки мира Первые танки      Межвоенный период      Танки второй мировой      Современные танки
Домой   Карта сайта   Контакты
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
СССР Германия США Англия Россия Украина Франция Япония Израиль Корея
 
 
Танковедия - большая энциклопедия танков. Все танки мира, танки всех стран мира.

Военный фестиваль "Моторы войны"



 На первый взгляд на фоне аналогичных зарубежных мероприятий число это не кажется особенно большим. Но стоит напомнить, что это всего лишь второй слёт такого рода, а тенденция налицо - по сравнению с первыми «Моторами войны» техники собралось значительно больше. Тем более что масштаб в данном случае зависит не столько от «раскрученности» мероприятия, сколько от нынешнего состояния отечественного рынка старинной военной техники (он хоть и достаточно бурно развивается, но в любом случае находится в «начале пути»). Знаменитое ныне шоу War & Peace (в наши дни оно собирает сотни военных машин) начиналось еще с меньшего числа участников. К тому же нынешняя концепция «Моторов войны» заметно отличается от подобных шоу за рубежом. Если упомянутое War & Peace ориентировано прежде всего на зрителей, то организаторы «Моторов войны» в первую очередь задумывали слёт для участников. С одной стороны, такой подход заранее лишает слёт массовости (что не помешало собраться более чем трём сотням участников), с другой же - создается совсем иная атмосфера. Атмосфера, в которой участники слёта чувствуют себя значительно комфортнее.


На «Моторы войны» приезжают как частные лица, так и музеи. С десяток редких машин представила выставка «Моторы войны», созданная Вячеславом Лен совместно с ЦМ ВОВ на Поклонной горе. На слёт прибыли любители военной техники и коллекционеры из Москвы, Тулы, Самары, а также Германии, Польши, Англии, Казахстана и Узбекистана. Военно-патриоти-ческий клуб «Дивизион» порадовал не только командирским Willys, но и замечательной полевой кухней. Особо стоит отметить обширную коллекцию Государственного военно-технического музея в Черноголовке.

Атмосфера мероприятия предопределила и технику. Второй по счёту слёт привлёк многих коллекционеров военной техники, ранее предпочитавших не участвовать в подобных шоу. И даже обычные с виду ГАЗ-67 были здесь отнюдь не простыми... Очень часто под табличками «настоящий ГАЗ-67Б 1943 года выпуска» скрываются автомобили послевоенного производства. На «Моторы», напротив, приехала пара вполне аутентичных машин, из них одна практически в полностью оригинальной комплектации, включая деревянный руль и «родные» ярославские шины. Второй ГАЗ-67 ездил на ленд-лизовских покрышках, но это тоже аутентично - летом 1943 года Ярославский шинный завод разбомбили, и на наших машинах пришлось использовать заокеанскую «резину». Кстати, недостатком аутентичности страдают не только военные ГАЗ-67. Похожая ситуация и с таким не менее популярным объектом коллекционирования, как Willys. Машин разной степени потрепанности много, а вот полностью аутентичные образцы - редкость. Более того, нередко за Willys выдаются послевоенные Hotchkiss М201. Так вот к чести участвовавших в слёте владельцев Willys, все они представили на суд единомышленников вполне аутентичные машины военного периода.

И все же главными звёздами «Моторов войны» выступали настоящие раритеты, которые составляли не менее трети от привезенной участниками слёта техники. Так, например, советскую автомобильную школу представляли: уникальный ГАЗ-61-416 и грузовые ГАЗ ММ-В 1942-1943 годов выпуска (таких «полуторок» сохранилось считанные единицы). Редкие образцы американской техники представляли армейские грузовые машины марки Dodge, в том числе пикап Dodge WC-1 и фургон Dodge WD-21 (обе машины в России единственные). Французская военная техника была представлена тягачом Licorne V15T с экспозиции «Моторы войны», а также гусеничными транспортерами Renault UE и Lorraine 37L/44 из Государственного военно-технического музея. Известный коллекционер Максим Зубарев на этот раз приехал на командирском Horch 901 kfz.l5. Кстати, это не та машина, которую мы в своё время тестировали (см. Rolling Wheels №1 «Противостояние»). Данный Horch 901 абсолютно уникален - он является самым старым автомобилем данной модели из сохранившихся в мире! Стоит упомянуть и крайне редкий зенитный прицеп MG Wagen 36, командирский Stoewer Тур 40 и лёгкие полугусеничные
тягачи Kettenkrad. Раритетов хватало и среди мотоциклов. Стоит отметить коллекцию Вячеслава Шеянова из Самары и в особенности швейцарский Condor А 1000 Seitenwagen с приводом на коляску. Подобных мотоциклов, способных перевозить за собой лёгкую противотанковую пушку, в мире сохранилось считанные единицы.


Поскольку одной из заявленных целей слёта является патриотическое воспитание, то место проведения «Моторов войны» было выбрано с таким расчётом, чтобы мероприятие проходило на полях сражений Великой Отечественной войны. В ходе планирования второго слёта выбор организаторов пал на поле неподалеку от деревень Нефедьево и Козино Красногорского района Московской области. Здесь в самом начале декабря 1941 года на подступах к Москве происходили бои, в ходе которых немецкие войска оказались сначала остановлены, а затем отброшены от оборонительных рубежей. Кстати, время и место проведения второго слёта наложили свой отпечаток и на программу мероприятий. Изменения коснулись в том числе и лагеря, в котором размещались участники «Моторов войны». Для автомобилей участников была выделена отдельная зона, благодаря чему современные машины оказались изолированы от демонстрационной площадки. Кроме того, для реконструкторов в этот раз был организован отдельный лагерь с армейскими палатками и полевой кухней. Кстати, на этот раз число участников слёта, одетых в военную форму, было намного больше, чем в прошлом году, а по аутентичности они не уступали реконструкторам.

Первые официальные мероприятия начались ещё в четверг, но по-настоящему интересная программа ждала участников на следующий день. Если в прошлом году основной упор делался на демонстрационные заезды техники, то в этот раз участников ждало кое-что более масштабное... Основная концепция «Моторов войны» осталась без изменений, и техника тоже демонстрировалась, но патриотическая составляющая выросла, и особенно сильно это ощущалось именно 22 июня. Ещё в ходе подготовки слёта организаторы договорились с местными властями о проведении совместного мероприятия, посвященного Дню памяти и скорби. К 10 часам дня возле мемориала
защитникам Нефедьево появилась колонна из военных машин-участников «Моторов войны». На последовавшем за тем памятном мероприятии вспоминали погибших в этих местах, а также чествовали приехавших на мероприятие ветеранов. Одним из важных событий стало открытие новой части мемориала, посвящённого памяти инженеров, возводивших линии обороны на этом участке. По завершении мероприятия у мемориала историческая колонна направились обратно в лагерь, где всех участников слёта, зрителей и присоединившихся к ним ветеранов ждало поистине грандиозное зрелище.



Вячеслав Лен подготовил программу мероприятий, включавшую в себя две военно-исторические реконструкции. Для них был привлечён клуб «Гарнизон-А» и один из его руководителей Тимур Черепнин. Днем 22 июня на демонстрационном поле было по-настоящему жарко. Согласно сценарию, красноармейцы на машинах попали в засаду немецкого передового отряда, завязалась перестрелка. Небольшой состав участников боя с лихвой компенсировался пиротехникой. Особенно удалась идея с подбрасываемым специальным зарядом манекеном... Кроме того, обе противоборствующие стороны активно использовали технику, что придавало реконструкции ещё большей зрелищности. Вторая реконструкция была не столь масштабна, но по зрелищности она ничуть не уступала. На сей раз к «просмотру» предлагался один из эпизодов боёв в районе реки Халхин-Гол, происходивший летом 1939 года. Главный сюрприз: бойцам Красной армии противостоял лёгкий танк Японской императорской армии «Ха-Го». В ходе завязавшейся перестрелки красноармейцам удалось подбить и захватить японскую боевую машину. Сюжет незатейлив, но куда важнее другое - это первая в мире реконструкция с участием аутентичной японской бронетанковой техники! Более того, на сегодняшний день существуют всего два ходовых танка данного типа. И один из них «Ха-Го», найденный в ходе Курильской экспедиции (см. Rolling Wheels №2, «Танки на острове, или В краю ржавеющих экспонатов»). Эта машина, служившая после войны мишенью для советских артиллеристов, представляла собой кучу обломков. С великими трудностями уникальный танк вывезли на Большую землю (см. Rolling Wheels №3 «Танки на острове, или Эвакуация экспонатов»), где он и был очень тщательно и скорпулезно восстановлен. И вот, 22 июня 2012 года этот «Ха-Го» принял участие в «Моторах войны»...

Соревновательная часть программы нынешних «Моторов войны» также заметно отличалась от прошлогоднего слёта. Если в прошлом году участникам предстояло поучаствовать в аналоге ралли на классических машинах, то в этот раз организаторы приготовили иную программу.
В непосредственной близости от лагеря было размечено два спецучастка. Сами соревнования были разбиты на три этапа. На первом, самом зрелищном, участников ждала парная гонка, на втором - спринт. Позже на этом же спецучастке разыгрывался третий этап под названием «Путь-Дорожка». Участникам также необходимо было проехать на время, но на сей раз дополнительно требовалось поразить из пейнтбольного ружья максимальное число мишеней. Ну что тут скажешь - на наш взгляд, новый формат соревнований оказался не менее увлекательным, чем прошлогоднее ралли. Более того, некоторые участники приехали специально для участия в парной гонке и заездах на время. Особенно очевидно было увеличение количества участвовавших мотоциклов. А вообще, нужно заметить, что всё происходившее на поле возле деревни Нефедьсво не шло ни в какое сравнение с вальяжной атмосферой, которая обычно сопровождает соревнования ретро-техники.

То, что победителями станут «американцы», стало понятно к середине первого этапа. Продукция фирмы Dodge доминировала практически во всех парных заездах. Удивительнее другое: победителем стал Dodge WC-1, то есть самый старый из участвовавших в слёте автомобилей этой марки! Этот юркий армейский пикап под управлением Николая Хрипунова обыгрывал одного соперника за другим. Вначале WC-1 обошёл Dodge WC-63 (в прошлом году этот автомобиль выиграл ралли), а в финале буквально на последних метрах дистанции вырвал победу у Dodge WC-52 под управлением Владимира Киреева. Отдельная борьба шла в лёгком классе, где победу в парном соревновании одержал Михаил Оппенгейм на Willys MB. Что же касается мотоциклов, то во всех этапах уверенно победил Антон Мазуркевич на Harley-Davidson WLA (см. «Истина где-то рядом», стр.86). Не менее напряженная борьба шла и на трассе спринта. Основным противником здесь было время, и, в отличие от ралли, требовалось не вписаться в регламент, а проехать как можно быстрее. Надо ли говорить, что по извилистой трассе армейские машины буквально летели. Среди легковых машин в спринте победил экипаж Willys MB под управлением Максима Богачко, а в тяжёлом классе первым стал Владимир Киреев на Dodge WC-52. Что же касается этапа «Путь-Дорожка», то среди лёгких машин здесь доминировали Willys MB (победил Юрий Москвин), а вот тяжёлый класс преподнёс сюрприз. Лучше всех отстрелялся по мишеням и пронёсся по ухабам экипаж французского тягача Licorne VI5Т под управлением Вячеслава Дужкина.

Ну а завершающей фазой состязания стала краткая «экспедиция» по лесным дорожкам. В этот пробег, организованный Сергеем Вавиловым, отправился десяток машин. На обратном пути поездка превратилась в настоящее внедорожное трофи. Сначала в раскисшей почве плотно сел Dodge WC-52, ведомый Владимиром Киреевым и Александром Гусевым. Вытаскивать их вызвался армейский Unimog 403, подготовленный для езды по тяжёлому бездорожью и оснащённый двумя лебёдками. Однако помощь прежде всего понадобилась самому «спасителю». Два раза Unimog 403 пришлось вытаскивать из болотной жижи при помощи заслуженного Dodge WC-63 (собственно, этот автомобиль и использовался Вячеславом Лен и Сергеем Вавиловым при разведке маршрута). Надо ли говорить, что внедорожные приключения лишь добавили остроты поездке и способствовали поднятию настроения всем участникам экспедиции. Финалом же субботних приключений стало награждение победителей, затянувшееся до глубокой ночи. Ценные призы получили не только те, кто выиграл то или иное соревнование, но и особо отличившиеся участники (включая всех, кто поехал во внедорожный рейд). Ну а яркую точку в насыщенной приключениями программе мероприятия поставил праздничный салют, подготовленный Максимом Богачко.






вернуться

СТАТЬИ

Показать все статьи

ФОТОГАЛЕРЕЯ



 
 
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
© 2010 Танковедия.ру - большая энциклопедия танков.
Танки всех стран мира. Танки периода первой, второй мировых войн, современные танки.
Яндекс цитирования