Все танки мира Первые танки      Межвоенный период      Танки второй мировой      Современные танки
Домой   Карта сайта   Контакты
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
СССР Германия США Англия Россия Украина Франция Япония Израиль Корея
 
 
Танковедия - большая энциклопедия танков. Все танки мира, танки всех стран мира.

Як-1 советский одномоторный истребитель



Среди всех самолетов, созданных КБ под руководством А. С. Яковлева, истребитель Як-1 занимает особое место.Он не только по праву считался одним из лучших истребителей ВВС Красной Армии в Великой Отечественной войне, но и стал родоначальником целой серии «Яков».В 1935 году А. С. Яковлев стал главным конструктором и начальником производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, впоследствии преобразованного в Опытно-конструкторское бюро (ОКБ) имени Яковлева. После первомайского парада 1939 года, на котором был представлен первый боевой самолет ОКБ - ближний бомбардировщик ББ-22, Яковлев получил задание создать новый фронтовой истребитель для ВВС РККА.

Помимо КБ А. С. Яковлева, в конкурсе участвовали образцы истребителей, созданные коллективами А. И. Микояна и С. А. Лавочкина. Подобная конкуренция, во-первых, способствовала ускорению процесса создания современного советского истребителя, что было особенно актуально в преддверии неизбежной мировой войны, а во-вторых, позволяла найти достойную замену конструктору Н. Н. Поликарпову, потерявшему доверие первых лиц страны.КБ Яковлева представило прототип под названием И-26 -свободнонесущий моноплан с низким расположением крыла, закрытой кабиной и убирающимся в полете шасси. По своей компоновке и внешнему виду этот самолет соответствовал самым современным для того времени требованиям.

9 мая 1939 года вышел приказ № 131 Наркомата авиационной промышленности о начале работ над самолетом И-26, а в конце июля, после утверждения тактико-технических требований ВВС, вышло постановление Государственного комитета обороны, предписывавшее построить несколько прототипов истребителя И-26. Уже в январе 1940 года на Центральном аэродроме Москвы новый истребитель совершил свой первый полет. Летчик-испытатель Ю. И. Пи-онтковский отметил хорошую управляемость машины, но указал на проблемы с охлаждением масла. В дальнейших испытательных полетах был обнаружен еще целый ряд недостатков: низкая прочность планера, поскольку масса самолета значительно превысила проектную, несовершенство винтомоторной группы и системы вооружения, трудности с уборкой шасси, отсутствие радиооборудования, ночных посадочных средств, генератора и топливомеров. Но в целом руководство ВВС положительно оценило истребитель И-26, особенно отметив простоту пилотирования и легкость освоения нового самолета. В октябре 1940 года очередной прототип И-26, в котором были устранены основные недостатки, приняли на вооружение Военно-воз-душных сил РККА.

Каркас фюзеляжа и рама мотора сваривались из металлических труб, образуя пространственную ферму, главными элементами которой были четыре лонжерона, связанные десятью рамами. Носовая часть фюзеляжа закрывалась капотом из семи дюралюминиевых крышек: трех верхних, двух боковых и двух нижних. Боковые стенки хвостовой части фюзеляжа имели полотняную обшивку, а кабина пилота закрывалась трехсекционным фонарем из плексигласа. Средняя часть фонаря сдвигалась назад по полозкам, утопленным в обшивке. В задней части кабины устанавливалась бронеспинка толщиной 8 мм. Крыло имело трапециевидную форму с закругленными концами. Фанерную обшивку крыла крепили казеиновым клеем и шурупами, потом обклеивали полотном, шпаклевали и окрашивали. Элероны, руль направления и руль высоты состояли из дюралюминиевого каркаса и полотняной обшивки. Винтомоторная группа (ВМГ) самолета состояла из 12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения М-105П и металлического трехлопастного винта диаметром 3 м. Втулка винта закрывалась обтекателем-коком.

Стрелковое вооружение состояло из одной авиационной автоматической пушки 20-мм ШВАК (Шпиталь-ного-Владимирова авиационная крупнокалиберная) и двух синхронных авиационных пулеметов калибра 7,62 мм ШКАС (Шпитального-Комарицкого авиационный скорострельный). Пушка ШВАК, установленная на моторе, стреляла через полый вал редуктора и втулку винта. Патронный ящик пушки был рассчитан на 130 снарядов. Два пулемета ШКАС располагались по бортам фюзеляжа над мотором, для предотвращения попадания пуль в винт на моторе устанавливался синхронизатор, связанный со спуском пулеметов.Патронные ящики пулеметов вмещали 1500 патронов, а стреляные гильзы и звенья пулеметов собирались в два мешка под полом кабины. Гашетки управления огнем пулеметов и пушки располагались на ручке управления самолетом и имели механический предохранитель от непреднамеренного выстрела.Производство истребителя И-26, переименованного в Як-1, было развернуто на двух заводах: № 292 в Саратове и № 301 в подмосковных Химках. В 1941 году Химкинский завод был переориентирован на выпуск учебно-тренировочных самолетов Як-7УТИ, и поэтому основным производителем Як-1 остался саратовский завод № 292.

Первый серийный самолет был собран в марте 1940 года, еще до завершения испытаний И-26, и имел ряд конструктивных дефектов, обусловленных недостатками конструкции И-26 и сложностями в освоении процесса выпуска нового самолета. Осенью 1940 года первые десять истребителей были приняты военными представителями и направлены на войсковые испытания, проходившие в 11-м истребительном авиаполку в Кубинке. В первый же день войны много истребителей Як-1 было уничтожено на аэродромах ударами немецкой авиации по приграничным аэродромам. Большинство оставшихся в полках самолетов были сбиты в неравных воздушных боях в первые месяцы войны. Однако, по единодушному мнению пилотов, истребитель Яковлева был прост в управлении и легок в полете, достаточно надежен и неприхотлив в обслуживании и с первых же дней войны доказал, что может на равных сражаться с лучшими немецкими истребителями «Мессершмитт-109» и «Фокке-Вульф-190».

Основными модификациями самолета стали Як-1 (базовый), Як-1 Б (с каплевидной кабиной), Як-IM - облегченная улучшенная модель с более высокими летными качествами. В дальнейшем на базе Як-1 были созданы учебно-тренировочный истребитель Як-7, высотный перехватчик И-28, тяжелый пушечный истребитель И-30, легкий истребитель Як-3 и самый массовый советский истребитель периода Великой Отечественной войны Як-9.

вернуться

СТАТЬИ

Показать все статьи

ФОТОГАЛЕРЕЯ



 
 
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
© 2010 Танковедия.ру - большая энциклопедия танков.
Танки всех стран мира. Танки периода первой, второй мировых войн, современные танки.
Яндекс цитирования