Все танки мира Первые танки      Межвоенный период      Танки второй мировой      Современные танки
Домой   Карта сайта   Контакты
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
СССР Германия США Англия Россия Украина Франция Япония Израиль Корея
 
 
Танковедия - большая энциклопедия танков. Все танки мира, танки всех стран мира.

Закон о ленд-лизе



Катастрофическую ситуацию с дефицитом мотоциклов в Красной армии в значительной степени сгладили союзники по антигитлеровской коалиции. 11 марта 1941 года Сенат и палата представителей США приняли закон о ленд-лизе (lend-lease - давать взаймы, в аренду). Он предоставлял президенту полномочия продавать, передавать военные материалы и информацию правительству любой страны, если её борьба против агрессии жизненно важна для обороны Соединённых Штатов. 24 июня 1941 года правительство Франклина Делано Рузвельта официально заявило о готовности США оказать поддержку Советскому Союзу в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. 12 июля подписано «Соглашение между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии». 7 ноября президент США распространил действие Закона о ленд-лизе на СССР. Регулярные поставки Harley-Davidson WLA в СССР начались с 1942 года (в Красной армии его быстро переименовали в «Валуй»), Мотоциклы первых партий приходили из-за океана в полностью комплектном и собранном состоянии - заливай масло, топливо, и в седло. К каждому аппарату прилагались: кожаная кобура на передней вилке для пистолета-пулемёта Томпсона, патронный ящик, объёмистые кожаные сумки на багажник, «фара-искатель» со светомаскировкой на руль и... англоязычная инструкция по эксплуатации с каталогом деталей.

Сколько мотоциклов из ранних поставок было загублено по причине неправильного обслуживания и эксплуатации, история стыдливо умалчивает. Ножной привод сцепления, топливный кран на верхней панели бензобака, отдельный маслобак, опережение зажигания вращающейся ручкой на руле и 15-20 точек шприцевой смазки по всему мотоциклу... В свою очередь, незнание породило недовольство. Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ РККА), в ведении которого и состояли мотоподразделения, получило горы жалоб, докладов и реляций о неудовлетворительном качестве ленд-лизовских мотоциклов. Особисты в войсках с ног сбились, расследуя многочисленные случаи порчи ценного военного имущества, сотни военных мотоциклистов «хлебнули штрафбата» за сломанные мотоциклы, а армейские ремонтные мастерские оказались завалены испорченной техникой. А всё из-за того, что войска оказались не готовы к использованию новой техники. Но соответствующие выводы скоро были сделаны, и в батальонах и полках появились инструкторы из числа опытных мотоспортсменов, инженеров-мотоциклистов и просто бойцов, хорошо изучивших доставшуюся от союзников технику. Дело пошло на лад, количество испорченных мотоциклов резко уменьшилось, а тут еще и ГАБТУ выпустило брошюры с простенькими инструкциями по эксплуатации импортной мототехники.

Как бы там ни было, несмотря на некоторые очевидные недостатки этой машины по сравнению с отечественными М-72 и тем более с немецкими трофейными мотоциклами соответствующего класса, Harley-Davidson WLA пришёлся по душе военным мотоциклистам. Скорость «одиночки» превышала 120 км/ч, а в варианте с коляской была около 90 км/ч. Скромный клиренс существенно ухудшал проходимость по фронтовым дорогам, а отсутствие подвески заднего колеса отрицательно влияло на комфорт водителя, что, правда, частично компенсировалось седлом с хорошей амортизацией. Воздушный фильтр с масляным наполнением надёжно защищал моторотпыли(этогооченьнехва-тало М-72). Но для эксплуатации с коляской у WLA была слаба рама и практически все «Валуи», дошедшие до нашего времени, имеют дефор-мированныетрубы в районе задней вилки.

Начиная с весны 1942 года все мотоциклы из США поставлялись в виде сборочных комплектов - это экономило объём в трюмах кораблей и в кузовах грузовиков. В СССР сборкой американской мототехники занималось несколько предприятий. И одно из них, БТРЗ №20, располагалось в бараках на территории киностудии имени Горького в Москве. Здесь производили ремонт прибывшей с полей сражений мототехники, а с 1943 года начали сборкуленд-лизовских мотоциклов из комплектов. Качество упаковки восхищало: внутренняя поверхность ящиков, сбитых из высококачественной древесины, была покрыта толем. Все отверстия в узлах и деталях - с заглушками. К каждой детали привязана бирка с каталожным номером (все запчасти в так называемой морской упаковке, то есть залиты специальным воском для предохранения от влажности). По ходу сборки на рамы устанавливали шарниры для крепления боковых колясок, поступавшихс Горьковского автозавода, а на широкий плоский багажник - пассажирское седло от М-72.
вернуться

СТАТЬИ

Показать все статьи

ФОТОГАЛЕРЕЯ



 
 
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
© 2010 Танковедия.ру - большая энциклопедия танков.
Танки всех стран мира. Танки периода первой, второй мировых войн, современные танки.
Яндекс цитирования