Все танки мира Первые танки      Межвоенный период      Танки второй мировой      Современные танки
Домой   Карта сайта   Контакты
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
СССР Германия США Англия Россия Украина Франция Япония Израиль Корея
 
 
Танковедия - большая энциклопедия танков. Все танки мира, танки всех стран мира.

Зарубежный опыт танкостроения


Руководство СССР отдавало себе отчет в том, что уровень отечественной промышленности не позволяет оснастить Красную Армию бронетанковой техникой.Главным образом дело упиралось не в отсутствие конструкторских разработок броневых машин, а в несовершенство технологии изготовления. Наглядным примером тому может служить завод «Большевик», который с огромным трудом поштучно собирал танки МС-1, срывая все сроки поставок, и Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ), так и не сумевший наладить серийное производство Т-24.

В связи с этим в 1930 году была образована специальная закупочная комиссия под руководством И. А. Халепского, начальника только что созданного Управления механизации и моторизации (УММ) РККА, для ознакомления и возможной закупки ряда образцов танков, бронемашин, тракторов и автомобилей в Германии, Франции, Англии и США. Особо подчеркивалось, что «закупка образцов без технической документации нежелательна».В июне 1930 года состоялась первая встреча И. А. Халепского и сопровождавших его членов комиссии, Н. М. Тоскина и В. Д. Свиридова, с американским конструктором Дж. Уолтером Кристи. Тогда же у советских представителей появилась возможность ознакомиться с новейшей его разработкой - танком М.1931. Халепский не проявил особого интереса к американскому танку - дело в том, что эта машина не вписывалась в систему вооружения РККА. Тем не менее в июне 1930 года американский конструктор и представители УММ РККА заключили соглашение. Трудно поверить, но никаких бумаг при этом не подписывалось и уж тем более никаких лицензий на производство не приобреталось. По устной договоренности Кристи обязался поставить два танка в полной комплектации с технологической документацией и правом на их изготовление в СССР. Кроме того, Кристи обещал предоставлять информацию о дальнейшей модернизации М.1931. Общая стоимость контракта составила 160 тыс. долларов.

24 декабря 1930 года машины отбыли из США в СССР. Вопреки расхожему мнению, обе стороны не делали тайны относительно объектов сделки:Кристи уведомил Госдепартамент США о том, что он продал Амторгу (торговая советско-американская организация) два танка и получил разрешение на вывоз.Следует отметить, что американский конструктор не до конца выполнил условия устного соглашения: машины, отправленные в СССР, не имели башен с вооружением, а комплект документации был неполным. За это с Кристи удержали 25 тыс. долларов, что послужило причиной его отказа от приглашения переехать на работу в Советский Союз. Последнее обстоятельство он с успехом использовал для давления на военное ведомство США и в результате получил заказ на семь танков для американской армии. По договору Кристи обязался информировать советскую сторону обо всех изменениях, вносимых в конструкцию этих боевых машин, но позднее отказался это сделать. Однако оставшийся в США В. Д. Свиридов без особых трудностей приобрел чертежи у помощников конструктора.


вернуться

СТАТЬИ

Показать все статьи

ФОТОГАЛЕРЕЯ



 
 
Главная                     Танковедия                      Все танки мира                      Статьи                      Фотогалерея                     Ссылки                     Контакты
© 2010 Танковедия.ру - большая энциклопедия танков.
Танки всех стран мира. Танки периода первой, второй мировых войн, современные танки.
Яндекс цитирования